Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Хетагурова
Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района
Согласовано:
Утверждаю:
Зам. директора УВР:
и.о. директора школы:
Приседская О.Ю.
«
«_______
Тулинова М.В.
2023г.
« « ________ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Индивидуальные занятия по информатике»
10,11 класс
на 2023-2024 учебный год
количество часов в неделю: 10 класс – 0,5 ч. в неделю, в год – 17 ч
11 класс -0,5 ч. в неделю , в год -17 ч.
Разработана
учителем информатики: Сыряный А.И.
с.Мариинское,2023 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Индивидуальные занятия по
информатике» по своему функциональному предназначению направлена на тренировку и
отработку навыка решения тестовых заданий в формате ГИА, на систематизацию знаний и
умений по курсу информатики и ИКТ. Что позволяет учащимся сформировать
положительное отношение к ЕГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного
повторения.
Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися
особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике.
Немаловажными также можно считать психолого-педагогические аспекты проведения
экзамена и интерпретацию его результатов.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Данная программа обеспечивает систематизирование знаний и умений по предмету
«Информатика», направлена на восполнение недостающих знаний, отработку приемов
решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от
формулировки, отработку типовых заданий ЕГЭ по информатике.
Чтобы освоить информатику на уровне 65-100 баллов ЕГЭ, недостаточно зазубрить
приемы решения отдельных задач. Необходимо четкое понимание основ информатики и
осознанное их применение. Именно поэтому в программе присутствуют разделы о
системах счисления, измерении информации, построении графов.
Все задачи практической части полностью соответствуют прототипам заданий
открытого банка ФИПИ. Программа курса рассчитана на тех учащихся, у кого ЕГЭ по
информатике — профильный экзамен, кто намерен сдать ЕГЭ на 65-100 баллов и
поступить в вуз на специальность, связанную с информатикой.
Цель и задачи программы
Цель: систематизация знаний и умений и навыков по курсу информатики,
отработка навыков решения тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Задачи:
повторить решения заданий по основным тематическим блокам по информатике и
ИКТ;
изучить контрольно измерительные материалы по информатике и ИКТ;
тренировать навык решения заданий в формате ЕГЭ;
тренировать умение распределять время на выполнение заданий различных типов;
тренировать умение оформлять решение заданий с развернутым ответом.
Сроки реализации программы
На прохождение данного курса отводится 17ч. В 10 классе,17 ч.- в 11 классе из
расчета 0,5 час в неделю.
Ожидаемые результаты
Изучение математики по данному плану способствует формированию у
учащихся личностных,
метапредметных и предметных
результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально
значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической
деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников.
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их
проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны:
владение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки
числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (одним из
нижеследующих: школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать
основные управляющие конструкции;
владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования,
включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками
формализации прикладной задачи и документирования программ;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и
декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
умение строить математические объекты информатики, в том числе логические
формулы;
владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания
и работы с ними;
владение опытом построения и использования компьютерно- математических
моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью
компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных
процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и
процессов
Формы организации
В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения,
так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с
информационным и методическим материалом.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от
целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия,
консультация, практическое занятие, защита проекта. Особое значение отводится
самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы
выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся.
Программа предполагает следующую систему подготовки обучающихся к ЕГЭ:
I. Подготовительный этап – включает в себя:
повторение ранее изученного материала, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ;
формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности,
необходимых на начальном этапе, чтобы приступить к решению той или иной задачи
содержания ЕГЭ;
рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при
решении ряда нестандартных и исследовательских задач;
изучение внепрограммного материала, необходимого для решения задач ЕГЭ,
рассчитанных на поступление в вуз;
накопление знаний в процессе формирования индивидуального справочника учащегося.
II. Практический этап – включает в себя:
отработку навыков программирования;
решение задач по отдельным темам и разделам;
отработку навыков применения отдельных методов и приемов при решении задач
различных уровней сложности;
определение темы разделов информтики и метода решения, применимых к
рассматриваемой задаче;
решение задач как отдельно по уровням, так и рассмотрение наборов задач,
включающих в себя в любом порядке задачи различных уровней сложности;
обмен опыта учащихся по применению методов и приемов при решении задач ЕГЭ по
информатике;
формирование навыков нахождения учащимися различных способов решения тех или
иных задач, совместно с другими учащимися группы, их рассмотрение и взаимообмен.
III. Диагностический этап включает:
в обязательном порядке входящий и итоговый контроль измерителями,
составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по информатике
прошлых лет;
тематический контроль;
проведение итоговых обобщающих занятий по отдельным разделам информатики;
рассмотрение с учащимися ряда исследовательских задач для выявления у них
способностей применения полученных знаний на практике и при решении задач;
отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню
подготовки выпускников в течение всего времени подготовки к ЕГЭ.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Информация и ее кодирование»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение
количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и
измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и
измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее
информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
«Алгоритмизация и программирование»
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций.
Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блоксхемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов
решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким
ответом) и анализ дерева игры.
«Основы логики»
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций
(инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения
задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических
выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение
логических задач на применение основных законов логики при работе с
логическими выражениями.
«Моделирование и компьютерный эксперимент»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на
моделирование и формализацию.
«Программные средства информационных и
коммуникационных технологий»
Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных
возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы,
включая правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме.
«Технология обработки графической и звуковой информации»
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного
представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать
с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и
графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический
примитив», «пиксель».
«Технология обработки информации в электронных
таблицах»
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной
и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых
данных в виде диаграмм.
«Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах
данных» Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и
основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи»,
«значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки
информ
ации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и
их сортировка.
«Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
«Технологии программирования»
Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте
программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной
программы (30-50 строк).
В 2021 г. ЕГЭ по информатике и ИКТ проводится в компьютерной форме, что позволило
включить в КИМ задания на практическое программирование (составление и отладка
программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными
таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9, т.е. треть от общего
количества заданий.
Остальные 18 заданий сохраняют глубокую преемственность с КИМ ЕГЭ прошлых лет
(экзамена в бланковой форме). При этом они адаптированы к новым условиям сдачи
экзамена, в тех случаях, когда это необходимо. Так, например, задание 6 КИМ 2021 г.
является преемником задания 8 модели КИМ предыдущих лет. В заданиях этой линии нужно
было выполнить фрагмент программы вручную, что в условиях доступности компьютера со
средами программирования делает задание тривиальным. Поэтому при сохранении
тематики задания была скорректирована постановка вопроса в сторону анализа
соответствия исходных данных программы заданному результату её работы.
В отличие от бланковой модели экзамена, в 2021 г. выполнение заданий по
программированию допускается на языках программирования (семействах языков) С++,
Java, C#, Pascal, Python, Школьный алгоритмический язык. Из примеров фрагментов кода в
заданиях в связи с невостребованностью исключены примеры на Бейсике.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение
всех заданий экзаменационной работы, – 30.
Отбор содержания, подлежащего проверке в КИМ ЕГЭ, осуществляется на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования (базовый и профильный уровни).
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
№
п/т
Наименование раздела и тема
Учебного занятия
10 класс
Тема 1. Введение в предмет. 1 ч.
1
1.1
Особенности проведения ЕГЭ по
информатике. Виды
тестовых заданий. Структура и
содержание КИМ по информатике.
Тема 2. Системы счисления. 2 ч.
2
2.1
3
2.2
Перевод из десятичной с/с в любую
другую и обратно. Дружественные с/с
и перевод между ними.
Арифметические действия в различных
с/с. Практическая часть: Разбор
Плановые
Скорректированные
сроки
сроки прохождения
прохождения
задания №14.
Тема 3. Информация. 4 ч.
4
3.1
5
3.2
6
3.3
7
3.4
Единицы
и
методы
измерения
информации.
Алфавитный
и
содержательный подход к измерению
информации.
Кодирование текстовой, графической
и звуковой информации.
Практическая часть: Разбор заданий №
4, 7, 8, 11.
Тема 4. Алгебра логики. 3 ч.
8
4.1
9
4.2
10
4.3
Основные функции алгебры логики.
Построение
и
преобразование
логических выражений.
Законы логики. Упрощение логических
высказываний. Построение таблиц
истинности.
Решение
логических
уравнений.
Практическая часть: Разбор заданий из
демонстрационных тестов
Тема 5. Информационные технологии. 5 ч.
11
5.1
12
5.2
13
5.3
14
5.4
15
5.5
Моделирование. Умение представлять
и считывать данные в разных типах
информационных моделей (схемы,
карты, таблицы, графики и формулы).
Работа с графами.
Основные понятия реляционных баз
данных: запись, поле, тип поля,
главный ключ. Технологии поиска и
хранения информации. Базы данных
Файловая
система
организации
данных.
Технология обработки информации в
электронных таблицах. Абсолютная и
относительная адресация. Копирование
формул в электронных таблицах.
Практическая часть: Разбор заданий из
демонстрационных тестов № 1, 3, 9, 10,
13, 17.
Тема 6. Алгоритмизация. 4 ч.
16
6.1
Алгоритм и его свойства, исполнитель,
обработка информации. Формальное
исполнение алгоритма, записанного на
естественном языке.
17
6.2
Линейные алгоритмы для формального
исполнителя с ограниченным набором
команд. Выполнение и анализ простых
алгоритмов.
11 класс
1
6.3
2
6.4
Построение
алгоритмов
для
исполнителей. Теория игр. Построение
деревьев игры.
Практическая часть: Разбор заданий из
демонстрационных тестов № 5, 6, 12,
17, 19, 20, 21, 23,24
Тема 7. Основы программирования. 11 ч.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Основные конструкции языка
программирования, понятия
переменной, оператора присваивания.
Линейная конструкция. Написание и
7.2
отладка программ.
Условная конструкция. Полная и не
7.3
полная условная конструкция.
Циклическая конструкция. Цикл с
7.4 заданным числом повторов. Цикл с
предусловием. Цикл с постусловием.
Массивы
в
программировании.
Базовые
алгоритмы
работы
с
7.5
массивами (заполнение, считывание,
поиск, сортировка, обработка).
Алгоритмы обработки одномерных и
7.6
двумерных массивов.
Трассировка и отладка программ.
7.7 Основные требования к написанию
программ на экзамене.
Подпрограммы.
Рекурсивные
7.8 алгоритмы. Символьный и строковый
формат данных.
Решение задач с числовыми и
7.9
символьными типами данных.
Типовые алгоритмы и методики
7.10 написания программ средней и
высокой сложности.
Практическая часть: Разбор заданий из
7.11 демонстрационных тестов № 6, 16, 17,
18, 22, 25, 26, 27.
7.1
Тема 8. Тренинг по вариантам (задания ЕГЭ по информатике: 1-27). 4
ч.
14
8.1
15
8.2
Проведение
пробного
ЕГЭ
с
последующим разбором результатов
(итоговый контроль).
Отработка
заданий
ЕГЭ
по
информатике: 1-27.
16
8.3
Пробный ЕГЭ по информатике.
17
8.4
Пробный ЕГЭ по информатике.