Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Хетагурова Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом И.о. директора ________________________ ________________________ Председатель Протокол №1 от «31» 08 2023 г. М.В.Тулинова Приказ №1от «1» [сентября] [2023] г. Рабочая программа Элективного курса «Индивидуальные занятия по истории и обществознанию» для 10-11 классов учителя истории и обществознания Ядриной В.А. С. Мариинское 2023г. Рабочая программа элективного курса «Индивидуальные занятия по истории и обществознанию» Пояснительная записка Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории и обществознанию как формы государственной (итоговой) независимой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений требует серьезного отношения к организации подготовки к сдаче ЕГЭ. История, наряду с обществознанием, традиционно относится к «разговорным» предметам. Учащиеся привыкли к развернутым ответам, наводящим вопросам учителя, помогающим не упустить нечто важное в освещаемом вопросе. Письменные формы проверки знаний по истории еще совсем недавно не часто встречались в практике части учителей. Тестовые материалы использовались в текущей работе нерегулярно. Поэтому часть выпускников нередко испытывает трудности при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию. Программа «Индивидуальные занятия по истории и обществознанию» призвана сделать подготовку более системной и эффективной. Использование образцов контрольных измерительных материалов (КИМов) позволяют придать содержанию программы практическую направленность. Содержание программы акцентирует внимание на анализ наиболее трудных вопросов курса истории и обществознания, на технологию работы с тестовыми заданиями разного типа и уровня сложности. Отработка во время практикумов, тренингов типовых конструкций тестовых заданий позволит практически не тратить время на экзамене на понимание инструкции, на точное оформление ответа по всем направлениям. Целью данной программы является углубление знаний учащихся в области истории и обществознания. Кроме того, она призвана придать более глубокую научную направленность подготовке выпускников по курсу истории и обществознания, отвечать наиболее сложным требованиям государственного стандарта к знаниям теоретического характера и уровню развития комплексных познавательных действий. Программа рассчитана на 34 годовых часа: 17ч.в 10 кл., 17 ч. в 11 кл. (0,5 час в неделю). Цель программы: осуществление технологии выполнения тематических заданий по истории и обществознанию при подготовке к ЕГЭ. Задачи программы По истории: 1. Углубление и развитие знаний учащихся по курсу истории России за счет расширения представлений о содержании заданий КИМ Федерального банка. 2. Ознакомление учащихся с кодификатором, спецификацией и демоверсий КИМ по курсу истории России. 3. Изучение отдельных тем предмета истории в виде различных письменных заданий, в том числе подобных ЕГЭ. 4. Изучение инструкций по выполнению экзаменационной работы, ее частей и различных заданий. 5. Приучение учащихся к различным формам тестовых работ. 6. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. По обществознанию: • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения. Основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина. Для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений. Отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе. Принципы программы 1. Принцип последовательной оптимизации деятельности – предполагает оптимальный отбор теоретического содержания и практического материала в оптимальной форме. Предусматривает минимально необходимое количество ключевых упражнений, творческих заданий. 2. Принцип адекватности действий учителя и ученика – предполагает обучающую роль педагога в сочетании с активной практической деятельностью самого ученика. 3. Принцип результативности обучения учащихся – предполагает постепенный переход обучающихся к выполнению заданий с большим уровнем сложности и ученической самостоятельности. 4. Принцип элективного углубления - дает каждому ученику возможность выбора уровня усвоения образовательной области в соответствии со своими потребностями. Методы программы Словесный (консультация, объяснение, диалог) Проблемный (разбор заданий части ) Деятельностный (письменные работы, тесты, эссе) Аналитический (графики, диаграммы) Прогнозируемые результаты 1. Реализация данной программы позволит осуществлять отработку практических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ. 2. Реализация программы поможет учащимся в понимании качества подготовки и особенностей проведения ЕГЭ. 3. Содержание программы позволит учащимся познакомиться со структурой и содержанием КИМ 4. Реализация программы позволит учащимся позитивно настроиться на предстоящий ЕГЭ. Содержание программы (34 часа) I. Введение . Общие сведения об экзаменационной работе по истории (1 час). II. Правила для сдающих единый государственный экзамен (3 часа): III. Работа с заданиями части I с выбором ответа (базового уровня) (6 часов): IV. Работа с заданиями части II с открытым развернутым ответом (высокого уровня сложности) (11 часов): V. Тематические тренировочные задания повышенной сложности (10 часа): VI. Варианты тренировочных заданий Итого – 34 часа. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М., 1991. 2. Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29. 3. Великие государственные деятели России. – М., 2012. 4. Древнерусская литература: книга для чтения. – М., 1993. 5. Жития и творения русских святых. – М., 2011. 6. Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 1991. 7. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. – М., 1993. 8. Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. – Челябинск, 1994. 9. История государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 2011. 10. История государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 2012. 11. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 1993. 12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993. 13. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. – М., 2009. 14. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993. 15. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. – М., 2011. 16. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990. 17. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. – № 11–12. 18. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993. 19. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – 1995. – № 5–6. 20. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 2005. – № 10. 21. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. – 1996. – № 10. 22. Лютых, А. А., Скобелкин О. В., Тонких В. А. История России: курс лекций. – Воронеж, 1993. 23. Морозова, Л. Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории. – 1994. – № 2. 24. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. – М., 2001. 25. Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 3. – С. 24–27. 26. Никольский, Н. М. История Русской церкви. – Минск, 2007. 27. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. – М., 1995. 28. Перхавко, В. Б. История России в лицах: IX–начало XVII в. – М., 2000. 29. Рассказы русских летописей. – М., 1993. 30. Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998. 31. Русское православие: вехи истории. – М., 1989. 32. Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5. 33. Страницы российской истории / сост. П. П. Афанасьев. – М., 1995. 34. Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – СПб., 2012. 35. Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. – М., 2010. 36. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1997. 37. Хрестоматия по истории России. – Т. 1. – М., 2005. 38. Хрестоматия по истории России. – Т. 2. – М., 2005. 39. Бравина М.А. Исторический портрет на фоне эпохи. Ульяновск.2010 Единый государственный экзамен 2020. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - ФИПИ-Центр, 2020 40.Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2020 г. 41.Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2020 г. 42.Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2020 43.Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2014 г. 44.Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2020 Календарно-тематическое планирование элективного курса «Индивидуальные занятия по истории и обществознанию» 34 часа № п/п 1 2 3 4 5 Тема Содержание Кол-во час 10 кл. Правила для сдающих единый государственный экзамен Введение. Общие сведения об экзаменационной работе 1 по истории и обществознанию Изучение инструкций к a) Инструкции, предваряющие или 1 ЕГЭ завершающие отдельные части работы (они обращают внимание на специфику заданий части, формулировку и запись ответов на них); Знакомство с Работа над кодификатором элементов 1 демоверсией по истории содержания по истории для составления 2023г. КИМ 2023 г. Знакомство с Работа над кодификатором элементов демоверсией по содержания по обществознанию для обществознанию 2023г. составления КИМ 2023 г. Правила заполнения Особенности заполнения бланков ЕГЭ по 1 бланков ЕГЭ по истории предметам. Дата План Факт и обществознанию Работа с заданиями части 1 с выбором ответа 6 История Алгоритм выполнения задания с открытом ответом Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов Структура и специфика заданий на анализ документов Решение заданий на проверку исторических дат Решение заданий на проверку исторических фактов (места, обстоятельств, участников событий) Решение заданий на проверку осмысления характерных признаков событий и явлений Решение заданий на понимание суждений о причинах и следствиях событий, а также понимание связей единичных фактов и общих явлений 1 Решение заданий на установление Особенности заданий последовательности событий в рамках 12,16,18 значительных исторических периодов Специфика заданий Решение заданий на соотнесение двух рядов 11,15 информации – дат и названий событий, Разновидности заданий и имен исторических деятелей и названий задач политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества и т.д. Обществознание 9 Алгоритм выполнения задания с открытом ответом 1 10 1 7 8 11 Повторение раздела «Политика», «Право», «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения». Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов Структура и специфика заданий на анализ документов 1 1 1 Работа с заданиями части 2 с открытым развернутым ответом (высокого уровня сложности) История 12 Общая характеристика Ознакомление с заданиями части 2 и 1 заданий части 2 особенностями их выполнения 13 Решение исторических a) Разъяснение сущности характеризуемой в 1 ситуаций в контексте источнике проблемы в историческом текста 14 Анализ исторических версий и интерпретаций событий 15 Историческое сочинение как творческая работа выпускника 16 Тренировочное написание исторического сочинения 17 18 19 20 21 22 23 24 25 контексте (на основе текста и с привлечением знаний по курсу истории) a) Задание на обобщенную характеристику, 1 систематизацию исторического материала Общие критерии выполнения задания по написанию исторического сочинения 1 Выявление типичных ошибок при выполнении задания по написанию исторического сочинения 1 Обществознание Специфика решения Ознакомление с заданиями части 2 и 1 заданий с развёрнутым особенностями их выполнения ответом и алгоритм их выполнения. Задания на умение решать 1 познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Решение заданий части 2 1 по разделам «Право» и «Политика». Эссе по разделам «Право» 1 и «Политика». Развернутый ответ по 1 заданной теме. Составление плана. Решение заданий на раскрытие какого-либо теоретического положения. Тематические тренировочные задания повышенной сложности Типичные ошибки при Выявление типичных ошибок при 1 выполнении задания выполнении заданий ЕГЭ и пути решения ЕГЭ по истории исправления выявленных недостатков в I части Типичные ошибки при Выявление типичных ошибок при 1 выполнении задания выполнении заданий ЕГЭ и пути решения ЕГЭ по истории исправления выявленных недостатков во II части Типичные ошибки при Выявление типичных ошибок при 1 выполнении задания выполнении заданий ЕГЭ и пути решения ЕГЭ по обществознанию исправления выявленных недостатков при работе с картой Типичные ошибки при Выявление типичных ошибок при 1 выполнении задания выполнении заданий ЕГЭ и пути решения ЕГЭ по обществознанию исправления выявленных недостатков при работе с иллюстрированным материалом Варианты тренировочных заданий по истории России в соответствии с содержательными линиями школьного курса 26 Решение КИМов 27 Решение КИМов 28 Решение КИМов 29 Решение КИМов 30 Решение КИМов 31 Решение КИМов 32 Решение КИМов 33 Решение КИМов 34 Итоговое занятие Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории/обществознанию Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории/ обществознанию Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории/ обществознанию Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории/ обществознанию Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории/ обществознанию Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории/ обществознанию Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории/ обществознанию Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории/ обществознанию 1 1 1 1 1 1 1 1 1