Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Хетагурова Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Приседская О.Ю./ «31»августа_2023г УТВЕРЖДАЮ И.о.директора МБОУ СОШ Мариинского СП __________/Тулинова М.В./ Приказ №1_от «1»сентября _2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности Профориентационного курса «Мой выбор»_ Уровень образования (класс): __ _10-11 класс_____________ Количество часов: 34 часа_(17 ч.- 10 класс, 17 ч.-11 класс)___________________________ Учитель: Ткачева З.В. с. Мариинское,2023 г. Программа разработана на основе авторской программы Г. В. Резапкиной «Мой выбор», М.: Генезис, 2021(Серия «Профессиональная ориентация»). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности. Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий. В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п. Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психологопедагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Сопутствующие цели: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи: актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; обеспечить системой сведений о мире современных профессий; развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях Курс составлен и адаптирован на основе авторской программы Г. В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», М.: Генезис, 2021, (Серия «Профессиональная ориентация»). Структура курса: Курс рассчитан на 34 занятия по 1 часу в неделю. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. Программа включает в себя теоретическую и практическую части. Основной формой организации курса является занятие. Предусмотрено проведение следующих типов занятий: комбинированное, занятие с изучением нового материала, занятие с применением контроля знаний, занятие – практикум, занятие – исследование, занятие – обобщение. Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение. Данная программа предполагает безоценочное обучение. Планируемый уровень подготовки Учащиеся должны знать: 1. значение профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности; 2. определение профессии и профессиональной деятельности; 3. понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; 4. понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения; 5. возможности получения образования по избранному профилю; 6. перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности. Учащиеся должны уметь: 1. находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования; 2. объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; 3. ставить цели и планировать действия для их достижения; 4. выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт; 5. использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; 6. анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты освоения курса: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Метапредметные результаты освоения курса: развить самостоятельность; оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; систематизировать, анализировать полученные данные; освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Предметные результаты освоения курса: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и о профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоциональноволевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа). Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на современном этапе. Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа). Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием психологических тестов. Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа). Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии. Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов). Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки. Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе. Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа). Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа). Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании). Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (3 часа). В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в России, а также на учебных заведениях начального, среднего, высшего профессионального образования. Раздел IX. Личный профессиональный план (2 часа). В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА Разделы, темы № п\п Количество часов Практические занятия Всего часов 10 класс 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 4 Выбор профессионального пути – начало 2 жизненного успеха Введение в курс. Из истории профориентации 1 Особенности профессионального самоопределения 1 молодежи на современном этапе. Мир профессий и его многообразие 3 Что такое профессия? 1 Ориентация в мире профессий – классификация 1 профессий. Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. 1 Секреты выбора профессии 2 4.1 Мотивы и основные условия выбора профессии. 1 4.2 Типичные ошибки при выборе профессии. 1 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 6 На пути к самопознанию 7 Хорошо ли я себя знаю? 1 Свойства нервной системы и темперамента в 1 профессиональной деятельности. Определение типа личности и темперамента с 1 помощью методики Айзенка. Самооценка и уровень притязаний. 1 Эмоционально-волевые качества личности в 1 профессиональной деятельности. Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер. 1 Что такое стресс. Понятие «эмоциональное 1 выгорание». Интересы, склонности и способности в 7 профессиональном выборе 6.1 Интересы и склонности в выборе профессии. 1 6.2 Карта интересов и склонностей. Психодиагностика. 1 6.3 Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? 1 11 класс 6.4 Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. 1 6.5 Способности к профессиям социального типа. 1 6.6 Способности к офисным видам деятельности. 1 6.7 Способности к предпринимательской деятельности. 1 7 Профессиональная пригодность 10класс-17ч 4 7.1 Проектирование основного и дополнительного образование. 1 7.2 Профессиональный план. 1 7.3 Анализ успешности человека. 1 7.4 Сбор информации. 1 8 Современный рынок труда и его требования к 4 профессионалу 8.1 Типы профессий. 1 8.2 Классы профессий. 1 8.3 Отделы профессий. 1 8.4 Профессиограмма. 1 9 Возможности получения профессионального 3 образования в России 9.1 Формула профессий. 1 9.2 Высшее профессиональное образование в ЮФО. 1 9.3 Получение среднего профессионального образования в городе Кропоткине. 1 10 Личный профессиональный план 10.1 10.2 Профессиональный план. Диагностика 2 1 работоспособности. Итоговое занятие по курсу. 1 ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства: 1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. 2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003. 3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. 4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000. 5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000. 6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 208 с. 7. Учебники: Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 159 с.