мой выбор

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Хетагурова Мариинского
сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________/Приседская О.Ю./
«31»августа_2023г

УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора МБОУ СОШ
Мариинского СП
__________/Тулинова М.В./
Приказ №1_от «1»сентября _2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
Профориентационного курса

«Мой выбор»_

Уровень образования (класс): __ _10-11 класс_____________
Количество часов: 34 часа_(17 ч.- 10 класс, 17 ч.-11 класс)___________________________

Учитель: Ткачева З.В.

с. Мариинское,2023 г.

Программа разработана на основе авторской программы
Г. В. Резапкиной «Мой выбор», М.: Генезис, 2021(Серия «Профессиональная ориентация»).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление
связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и
профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных
исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового
самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по
результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и
многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению
трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями
личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно
предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог
стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в
различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии
чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от
родителей, друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить
свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные
условия семьи и главное - свои способности и склонности.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более
высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его
интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной
профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на
глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование
профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психологопедагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию
молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и
склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также
формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм
собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный
процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального
самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и
запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Сопутствующие цели:


оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.



выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное
самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со
своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:


актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет
активизации их психологических ресурсов;



обеспечить системой сведений о мире современных профессий;



развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях

Курс составлен и адаптирован на основе авторской программы Г. В. Резапкиной «Психология
и выбор профессии», М.: Генезис, 2021, (Серия «Профессиональная ориентация»).

Структура курса: Курс рассчитан на 34 занятия по 1 часу в неделю. Занятия по форме
напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и
упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии,
моделирование профессиональных ситуаций. Программа включает в себя теоретическую и
практическую части.

Основной формой организации курса является занятие. Предусмотрено проведение
следующих типов занятий: комбинированное, занятие с изучением нового материала, занятие
с применением контроля знаний, занятие – практикум, занятие – исследование, занятие –
обобщение.

Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное
обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.

Данная программа предполагает безоценочное обучение.

Планируемый уровень подготовки

Учащиеся должны знать:
1. значение профессионального самоопределения и его роли в самореализации
личности;
2. определение профессии и профессиональной деятельности;
3. понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также
психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором
профессии;
4. понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы,
интеллектуальных способностей, стилей общения;
5. возможности получения образования по избранному профилю;
6. перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля
обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:
1. находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути
продолжения образования;

2. объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с
избираемой деятельностью;
3. ставить цели и планировать действия для их достижения;
4. выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести
соответствующий практический опыт;
5. использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
6. анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной
деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях
рынка.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения курса:


соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;



составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;



использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;



анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной
деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях
рынка;



пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные результаты освоения курса:


развить самостоятельность;



оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями
получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию;



систематизировать, анализировать полученные данные;



освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Предметные результаты освоения курса:



значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного
профессионального плана;



правила выбора профессии;



понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;



понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же
психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором

профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоциональноволевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;


значение творческого потенциала человека, карьеры;



о смысле и значении труда в жизни человека и общества;



о современных формах и методах организации труда;



о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;



о предпринимательстве;



о рынке труда.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).
Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин
возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России
и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на современном
этапе.
Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа).
Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия»,
«должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к
индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной
подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению
классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием
психологических тестов.
Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).
Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов
выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе
будущей профессии.
Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов).
Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью
теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный
раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной
деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки.
Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов).
Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся с помощью методики «карта
интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает
рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих
способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел
предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности,
способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе.
Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа).
Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение
понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел
включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов
профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности
при различных заболеваниях.
Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).

Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и
предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации,
грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на
собеседовании).
Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (3
часа).
В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в
России, а также на учебных заведениях начального, среднего, высшего профессионального
образования.
Раздел IX. Личный профессиональный план (2 часа).
В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А.
Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя.
Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Разделы, темы
№ п\п

Количество часов
Практические
занятия

Всего
часов

10 класс
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
4

Выбор профессионального пути – начало

2

жизненного успеха
Введение в курс. Из истории профориентации

1

Особенности профессионального самоопределения

1

молодежи на современном этапе.
Мир профессий и его многообразие

3

Что такое профессия?

1

Ориентация в мире профессий – классификация

1

профессий.
Диагностика типа профессии по методике академика Е.А.
Климова.

1

Секреты выбора профессии

2

4.1

Мотивы и основные условия выбора профессии.

1

4.2

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

5
5.1
5.2

5.3
5.4
5.5
5.6
5.7

6

На пути к самопознанию

7

Хорошо ли я себя знаю?

1

Свойства нервной системы и темперамента в

1

профессиональной деятельности.
Определение типа личности и темперамента с

1

помощью методики Айзенка.
Самооценка и уровень притязаний.

1

Эмоционально-волевые качества личности в

1

профессиональной деятельности.
Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер.

1

Что такое стресс. Понятие «эмоциональное

1

выгорание».
Интересы, склонности и способности в

7

профессиональном выборе

6.1

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

6.2

Карта интересов и склонностей. Психодиагностика.

1

6.3

Возможности человека в профессиональной деятельности, или
как разобраться в своих способностях?

1

11 класс
6.4

Интеллектуальные способности и успешность в
профессиональной деятельности.

1

6.5

Способности к профессиям социального типа.

1

6.6

Способности к офисным видам деятельности.

1

6.7

Способности к предпринимательской деятельности.

1

7

Профессиональная пригодность 10класс-17ч

4

7.1

Проектирование основного и дополнительного образование.

1

7.2

Профессиональный план.

1

7.3

Анализ успешности человека.

1

7.4

Сбор информации.

1

8

Современный рынок труда и его требования к

4

профессионалу

8.1

Типы профессий.

1

8.2

Классы профессий.

1

8.3

Отделы профессий.

1

8.4

Профессиограмма.

1

9

Возможности получения профессионального

3

образования в России

9.1

Формула профессий.

1

9.2

Высшее профессиональное образование в ЮФО.

1

9.3

Получение среднего профессионального образования в городе
Кропоткине.

1

10

Личный профессиональный план

10.1
10.2

Профессиональный план. Диагностика

2
1

работоспособности.
Итоговое занятие по курсу.

1

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства:
1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. –
М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.
3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во:
«Институт практической психологии», 2000.
5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.

6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.
Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 208 с.
7. Учебники: Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений
М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной –
3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 159 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».