Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Хетагурова Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края Утверждаю И.о. директора МБОУ СЛШ Мариинского СП Тулинова М.В. Рабочая программа по учебному предмету «Основы государства и права» Класс: 10-11 Учитель: Ядрина В.А. С. Мариинское, 2023 г. Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному курсу «Право» (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Разработана на основе авторской программы А.Ф.Никитина: Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2012. Рабочая программа рассчитана на 51 учебный час в 10-11 классах, из расчета 0,5 ч-в 10 классе, 1 час в 11 классе в неделю. Ресурсное обеспечение рабочей программы: Учебник: Право Никитин А.Ф., Никитина Т.И., Акчурин Т.Ф. 10–11 ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение» Учебно-методическая литература: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Гражданский кодекс РФ. – М., 2002. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002. Уголовный кодекс РФ. – М., 2002. Семейный кодекс РФ. – М., 2002. Административный кодекс РФ. – М., 2002. Конституция Р.Ф. – М., 2008. Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008 Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006. Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005. Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.) Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М.,2012. Алексеев С. С. Философия права.— М., 2002; Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2014. Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2013. Юридическая энциклопедия.— М., 2014. Общая характеристика учебного предмета В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях. Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие: - роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране; - гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России; - вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения; - основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства; - особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п. Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе. Цели Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку; освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе; формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом. Рабочая программа разработана на основе: федеральных государственных образовательных стандартов по праву (базовый уровень); примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень); программы «Право» базовый уровень А.Ф.Никитина, 2007 Срок реализации программы 2 года (10 - 11 классы) В соответствии с учебным планом гимназии на изучение курса «Право» в 10 - 11 классе отведено 68 часов (из расчета 1 час в неделю при 34 учебных неделях ежегодно): 10 класс - 17 часов; 11 класс - 34 часов. Учебное пособие: Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс Базовый и углублённый уровни – М.; Дрофа, 2017 Формы организации учебного процесса: классно-урочная, семинары. Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися. Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии, проблемное и развивающее обучение. Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Общеучебные знания, умения, навыки и способы деятельности Для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации. Результаты обучения Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем ми- ре, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке. Виды деятельности: работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами; анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ; изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни; решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения права на базовом уровне ученик должен знать/понимать права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России; уметь правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу; объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы; различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; решения правовых задач(на примерах конкретных ситуаций). ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРАВО» 10-11 классы Тема 1. История государства и права Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России. Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма». Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др. Тема 2. Вопросы теории государства и права Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права. Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. Тема 3. Конституционное право Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. 'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма. Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности. Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*. Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Тема 4. Права человека Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека. Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии. Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей. Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс. Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*. Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Тема 6. Гражданское право Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда. Тема 7. Налоговое право Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит. Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность. Тема 8. Семейное право Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения. Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака. Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство. Тема 9. Трудовое право Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора. Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба. Тема 10. Административное право Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях. Тема 11. Уголовное право Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Тема 12. Правовая культура Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры. Учебно-тематический план 10 класс Раздел, тема Тема 1. Из истории государства и права Тема 2. Вопросы теории государства и права Тема 3. Конституционное право Тема 4. Права человека Практикум Итоговое повторение ИТОГО Кол-во часов 3 3 5 4 1 1 17 Учебно-тематический план 11 класс Раздел, тема Тема 5. Избирательное право Тема 6. Гражданское право Тема 7. Налоговое право Тема 8. Семейное право Тема 9. Трудовое право Кол-во часов 2 7 5 4 5 Тема 10. Административное право Тема 11. Уголовное право Тема 12. Правовая культура Практикум Итоговое повторение ИТОГО: 2 7 1 1 1 34 Календарно-тематический план 10 класс № п/п 1 2 3 Тема урока Кол-во Характеристика основных видов часов деятельности учащихся Тема 1. Из истории госу3 дарства и права Происхождение государства 1 и права. Право Древнего мира. Право средневековой Европы Становление права Нового времени Российское права в ХIХ – начале ХХ в. Российское права в ХIХ – начале ХХ в. Тема 2. Вопросы теории государства и права 1 связь государства и права;теории происхождения государства и права и их содержание; важнейшие элементы процесса появления государства и права; становлении права в эпоху Древнего мира. особенности средневекового права, особенности взаимоотношений средневекового права и церкви; документы, в которых были зафиксированы права и свободы человека. факторы, повлиявшие на процесс становления права в Русском государстве; роль православия в становлении права в нашем государстве; важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси-России. 1 3 Домашнее задание Дата план факт 4 1 5 6 Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей Право и другие сферы общества О российской философии права 7 Тема 3. Конституционное право Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституция в России Основы конституционного строя. Конституционное судопроизводство Гражданство в РФ основные признаки правового государства. принцип верховенство закона в правовом государстве и содержание понятий «законность» и «правопорядок; понятие «разделение властей». взаимосвязь право и морали, их сходство и различие; соотношение права и политики и влияние права на экономику и культуру. понятие «философия права»; права и нравственности; проблема существования врождённого «чувства права». 1 5 1 Общая характеристика Конституции РФ 8 понятие «государство», основные теоретические подходы в рассмотрении сущности государства; признаки государства, формы правления, формы государственного устройства; политические режимы. понятия: право, элементы права, источники права, правовая норма, система права. Государство, его признаки и 1 формы Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право в системе социальных норм. Система российского права Понятие и признаки право- 1 вого государства 1 понятие «конституция»; виды и источники конституций; конституционное право и конституционализм; становление конституционализма в России. причины конституционной реформы в России в начале 1990-х гг. порядок принятия Конституции РФ, ее достоинства и недостатки. содержании преамбулы Конституции РФ; основные положения Конституции РФ о ценностях, демократии, государственной власти и т.д. ; понятие «прямое действие Конституции». 9 Федеративное устройство Президент Российской Федерации 10 Федеральное собрание. Со- 1 вет Федерации. Государственная Дума Законотворческий процесс в Российской Федерации 11 Исполнительная и судебная власть в РФ Местное самоуправление 12 Тема 4. Права человека Права и свободы человека и гражданина Международные договоры о правах человека содержание понятий «гражданство», «гражданин»; основания для приобретения гражданства (принцип крови, принцип почвы); проблема: двойное гражданство: выгоды и трудности. государственное устройство России; различные формы территориальногосударственного устройства: федерация, конфедерация, унитарное государство; виды субъектов РФ и их количество; понятие «сепаратизм». статус Президента РФ согласно Конституции РФ, его полномочия, вступления в должность и отрешения от должности. понятие «парламентаризм» и законодательный орган РФ – Федеральное собрание, его структура, полномочия палат, процедура комплектования, полномочия. процедура создания законов в РФ и полномочия субъектов законодательной деятельности. высшие органы исполнительной и законодательной власти в РФ, процедура их формирования, полномочия и функции. роль местного самоуправления в системе власти России; способы участия граждан в местном самоуправлении, круг вопросов, решаемых местным самоуправлением 1 1 4 1 важнейшие нормативные документы (международные и российские), определяющие права человека, соотношение прав и обязанностей; проблема: должен ли народ отвечать за деяния своих лидеров? международные договоры, которые входят в Международный билль о правах; содержа- 13 14 15 Гражданские права. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя Политические права Экономические, социальные и культурные права. Право на интеллектуальную собственность. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения Права ребенка Нарушения прав человека Защита прав человека в мирное время Международная защита прав человека в условиях военного времени 1 1 1 1 1 1 1 ние Факультативного протокола к международному пакту о гражданских и политических правах; классификация международных договоров. гражданские права гражданина РФ; проблема: может ли смертная казнь остановить рост тяжких преступлений? политические права гражданина РФ. экономические, социальные и культурные права гражданина РФ. российское экологическое право и содержание экологической угрозы; основные направления пути выхода из экологического кризиса; проблема: экономическое развитие и защита окружающей среды. содержание Конвенции о правах ребенка; трудности, с которыми сталкивается общество в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний. понятия «грубое нарушение прав человека», «геноцид», «апартеид», «расизм». содержание деятельности Комиссии по правам человека ООН, Совета по правам человека; общественные организации, наблюдающих за соблюдением прав человека; содержание гуманитарного права, социальные группы, которое оно защищает; современное положение в области гуманитарного права. 16 Практикум 1 17 Итоговое повторение ИТОГО 1 17 Выполняет тестовые задания, решает практические задачи. Повторение. Календарно-тематический план 11 класс № 1 2 3 4 Тема урока Кол-во Краткое содержание часов Тема 5. Избирательное право Избирательное право 2 Избирательная система и избирательный процесс 1 Тема 6. Гражданское право Понятие и источники гражданского права. Субъекты гражданского права 7 1 Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних 1 1 особенности избирательного права, содержание избирательных прав граждан, правовые документы, регулирующие избирательное право в нашей стране и принципы избирательной системы в России. содержание понятия «избирательный процесс»; характеристика различных видов избирательных систем; достоинства и недостатки каждой из них; понятие «джерримендеринг» и появления. понятия «гражданское право», «источники гражданского права», «субъекты гражданского права»; особенности Гражданского кодекса РФ; причины и цели обновления гражданского права в России. понятие «гражданская дееспособность» и обстоятельства, при которых граждане могут быть признаны недееспособными; особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних граждан. Домашнее задание Дата план факт 1 содержание понятия «предпринимательская деятельность», различные организационноправовые формы предпринимательской деятельности и их характеристика; 6 Предпринимательство. Юридические лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Право собственности 1 7 Наследование. Страхование 1 8 Обязательственное право. Споры, порядок их рассмотрения. Гражданское процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок оказания платных образовательных услуг. Причинение и возмещения вреда Тема 7. Налоговое право Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые органы. Аудит 1 социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность», формы собственности, закрепленные в Конституции РФ; права и полномочия собственника и его возможности защитить свою собственность. содержание института наследования; процедура перехода наследства к наследникам; порядок и виды страхования; вопрос: какие договоры страхования полезно заключать в наше время и почему. понятие «обязательственное право»; договор и сделку, их сходство и различие; какие виды договоров предусмотрены обязательственным правом; гражданское процессуальное право. Проблема: договорная дисциплина: с чего начать? 5 9 10 1 5 1 понятие «нематериальные блага», пути защиты материальных и нематериальных благ; основания возникновения внедоговорных обязательств; понятия « принцип полного возмещения вреда»; проблема: можно ли победить видеопиратов? понятия «налог»; особенности российского налогового права. источники налогового права, обязанности и права налогоплательщиков; содержание понятия «аудит»; проблема: государство не может собрать всех 11 Виды налогов 1 12 Налогообложение юридических лиц 1 13 Налоги с физических лиц 1 14 Ответственность за уклонение от уплаты налогов 1 Тема 8. Семейное право Понятие и источники семейного права 4 1 Брак. Порядок и условия заключения и расторжения брака Права и обязанности супругов. Правовое регулирование 1 15 16 17 1 запланированных налогов – где выход? виды налогов; прямые и косвенные налоги; понятие «система налогов»; проблема: почему в странах с неблагополучной экономикой предпочтение отдают косвенным налогам, а в богатых – прямым. понятие «юридическое лицо» в налоговом праве; законы, регулирующие взимание налогов с юридических лиц; понятие «налог на добавленную стоимость», «акциз», «налог на прибыль». Льготы по налогу; проблема: акцизы: за и против. понятие «физическое лицо в налоговом праве»; основные налоги, которые взимаются в настоящее время с населения России; порядок исчисления и взимания налога на доходы; налоговые льготы, ставка подоходного налога, установленные Налоговым кодексом РФ. виды правовой ответственности, к которой привлекаются должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства; ответственности за уклонение от уплаты налогов, предусмотренной уголовным кодексом РФ. Проблема: должны ли граждане декларировать крупные доходы: мировой опыт и его уроки. отношения, регулируемые семейным правом; источники семейного права; содержание семейных правоотношений. понятие «брак» и условия его заключения. Проблема: брак по любви и брак по расчету. личные и имущественные права и обязанности супругов; причины разводов; порядок отношений супругов 18 Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) 1 Тема 9. Трудовое право Понятие и источники трудового права 5 1 Коллективный договор. Трудовой договор. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора Рабочее время и время отдыха 1 22 Оплата труда. Охрана труда 1 23 Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву 1 19 20 21 1 расторжения брака. Проблема: развод и дети. права и обязанности родителей; причины лишения родительских прав, порядок взыскания алиментов на содержание детей; понятия «усыновление», «опека», «попечительство». Проблеме: как защитить интересы ребенка. понятие «трудовое право», источники трудового права и содержание трудовых правоотношений; понятие «трудовой договор»; содержание и порядок заключения коллективного договора, процедура оформления трудового договора; условия прекращения трудового договора. виды рабочего времени предусмотрены трудовым законодательством; понятие «время отдыха»; порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. понятия «оплата труда» и «охрана труда»; специфика охраны труда женщин и несовершеннолетних; функции профсоюзов на предприятии и виды социальной помощи, предусмотренные социальным страхованием. трудовые споры и основания их возникновения; функции и порядок работы комиссии по трудовым спорам; работа примирительной комиссии и условия проведения забастовок; понятие «дисциплинарная ответственность», ««материальная ответственность». Проблема: забастовки – «за» и «против»; заработная плата и дисциплина труда. Тема 10. Административное право Понятие и источники административного права. Административные правонарушения Административные наказания. Особенности административной юрисдикции 2 26 Тема 11. Уголовное право Понятие и источники уголовного права 7 1 27 Преступление 1 28 «Новые» преступления 1 29 Уголовная ответственность. Наказание 1 30 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание Уголовная ответственность несовершеннолетних 1 24 25 31 1 понятие и источники административного права; признаки административных правонарушений. Проблема: чем опасны нарушения правил дорожного движения. 1 понятие «административная ответственность» и административное наказание; виды административных наказаний; особенности административной юрисдикции. 1 понятие и источники уголовного права; принципы российского уголовного законодательства. Проблема: преступность в современной России. понятие, признаки и виды преступления. Содержание понятия «состав преступления»; преступления против личности, экономические преступления. Проблема: влияют ли социальные перемены на состояние и уровень преступности; какие преступления особенно опасны сегодня. причины появления «новых» преступлений и их содержание. понятие «уголовная ответственность», этапы привлечения к уголовному наказанию; виды уголовных наказаний. Проблема: нужна ли смертная казнь в России. обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание. возраст, с которого наступает уголовная ответственность, виды преступлений и возможных наказаний; содержание понятия «принудительные меры воспитательного воздействия». Особенности уголовного процесса 1 Тема 12. Правовая культура Правовая культура и правосознание. Совершенствование правовой культуры 1 1 34 Практикум 1 35 Итоговое повторение ИТОГО 1 35 32 33 понятие «уголовное судопроизводство», его стадии; как осуществляется судебное судопроизводство; принципы российского судопроизводства. Проблема: «новые» уголовные преступления; способно ли уголовное наказание исправить преступника. содержание понятия «правовая культура»; основные элементы правовой культуры; понятие «правосознание»; формирование правовой культуры, понятие «правовой нигилизм». Выполняет тестовые задания, решает практические задачи. Повторение.