Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Хетагурова Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Приседская О.Ю./ «31»августа_2023г УТВЕРЖДАЮ И.о.директора МБОУ СОШ Мариинского СП __________/Тулинова М.В./ Приказ №1_от «1»сентября _2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Технология» 10-11 класс Программу составил: Учитель технологии Ткачева З.В. С.Мариинское,2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного ) общего образования по технологии (базовый уровень) к учебнику Технология.10 – 11класс./ Под ред. Симоненко В.ДО.П.Очинин. Н.В.Матяш.. - Вентана –Граф,2019г. на основе: Закона Российской Федерации 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) Примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345; Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее -СанПиН 2.4.2.2821-10 Специфика предмета. Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объеме 68 часов, из расчета: в 10 классе - 34 часа в год (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа в год (1 час в неделю) Место предмета в учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 10 и 11 классе отводится не менее 68 часов, из расчета 1 ч. в неделю в каждом классе. Планируемые результаты. Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются: овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Цели изучения курса Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры; овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности; воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования. Задачи предмета: ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации; сформировать экономическую культуру, экономическое мышление; воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности; ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности; ознакомить с отраслями современного производства и сферы услуг; ведущими предприятия региона; творческими методами решения технологических задач; назначением и структурой маркетинговой деятельности на предприятиях; основными функциями менеджмента на предприятии; основными формами оплаты труда; порядком найма и увольнения с работы; содержанием труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий; устойчивостью конъюнктуры по отдельным видам работ; источниками информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; путями получения профессионального образования и трудоустройства; повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании; воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность. Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги. Знать: понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности; понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования; порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы, чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск, условия прибыльного производства; роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей кто может быть участником предпринимательской деятельности, какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; осуществлять самоанализ развития своей личности; анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества; выдвигать деловые идеи; характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности; изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план; находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности; планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда; уточнять и корректировать профессиональные намерения. Использовать полученные знания для: повышения активности процесса и результатов своего труда; поиска и применения различных источников информации; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования; составления резюме при трудоустройстве. СОДЕРЖАНИЕ 10 КЛАСС Технология в современном мире – 17 часов Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Технологические уклады и их основные технические достижения. Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Природоохранные технологии. Практические работы. Технология проектной деятельности – 17 часов Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. Формирование идей и предложений. Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм проектирования методы решения творческих задач . Процесс решения-мозговой штурм и метод обратной мозговой атаки. Меитод контрольных вопросов. Синектика, применение морфологического анализа при решении задач. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта. Алгоритмический метод решения изобретательных задач. \защита интеллектуальной собственности. Исследовательский проект и его защита. Проектная деятельность – 9 часов Практические работы. СОДЕРЖАНИЕ 11 КЛАСС Профессиональное самоопределение и карьера - 21час (Подготовка к профессиональной деятельности) Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения. Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Формы самопрезентации. Содержание резюме. Практические работы. Творческая проектная деятельность - 13 часов В течение отведённого времени ученики выполняют проект по уточнению своих профессиональных намерений «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы. Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации. Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта. Проектная деятельность – 9 часов Творческий проект. «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (или тема по свободному выбору) Тематический план, 10 класс № пп 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13 14 Раздел темы Технология в современном мире -17 часов. Технология и техносфера. Технология как часть общечеловеческой культуры Виды технологий. Технологии электроэнергетики Технологии индустриального производства Технологии производства сельскохозяйственной продукции Технологии агропромышленного Производства (АПК) Технологии легкой промышленности и пищевых производств Природоохранные технологии Проектно исследовательская деятельность Перспективные направления развития современных технологий Новые принципы организации современного производства – инновационная деятельность Информационный проект Особенности современного проектирования Технология проектной деятельности -17 часов Алгоритм проектирования Методы решения творческих задач Логические и эвристические теория прак тика 1 2 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 0,5 3 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 методы решения задач.Творческая работа «Создание товарного знака нового продукта или предприятия» Процесс решения творческих задач. Мозговой штурм - эффективный метод решения творческих задач. Метод обратной мозговой атаки Метод контрольных вопросов поиска решений творческих задач Синектика Применение морфологического анализа при решении задач. Метод фокальных объектов Алгоритмические методы решения изобретательных задач Защита интеллектуальной собственности Мысленное построение нового изделия Исследовательский проект Итого 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 4 18,5 15,5 Всего 34 ч Тематический план, 11 класс № пп 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Раздел темы Профессиональное самоопределение и карьера - 21 час Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства в профессиональной деятельности Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности Нормирование труда Оплата труда Культура труда Научная организация труда Практическая работа Профессиональное становление личности. Этапы становления.Профессиональная карьера Сферы профессиональной Деятельности. Рынок труда и профессий Виды профессионального образования Профессиональный рост Трудоустройство Самопрезентация Технология проектной деятельности -13 часов Проектная деятельность. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (проект по выбору) Исследовательский этап выполнения проекта Технологический этап выполнения проекта Оформление проекта Анализ проектной деятельности Презентация результатов проектной деятельности 11 класс, часов теория практика 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 0,5 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 19 Защита проектов Итого Всего 2 14,5 19,5 34 часа УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНИКИ 1. 2. 3. Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «ВентанаГраф» 2019г. Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2019 г. 3. Леонтьев А.В. Капустин В.С. Сасова И.А. Технология: Учебник для 10-11 класс / Под. Ред. И.А.Сасовой. – М. Просвещение, 2019 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru. 2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2012.-240 с. 3. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2012.-198 с. 4. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2012.-268 с. 5. Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2010.-112 с. 6. Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2012.-224 с. 7. Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с. 8. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.