Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Хетагурова Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы Протокол № 10 от « 26 » 05. 2021 г. _____________Типишева О.А. __________ Ядрина В.А. Руководитель МО: «26» 05. 2021г. Приказ № 75(1) от 10 .06.2021г. __________(Стругарян Г.Л.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Химия за страницами учебника » Точка Роста для 10-11 классов количество часов по программе: 34 Составитель: учитель биологии, химии Стругарян Галина Леонимдовна 2021-2022 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа факультативного курса по химии для 10- 11 класса составлена на основании: Учебного плана МБОУ СОШ Мариинского СП Годового плана МБОУ СОШ Мариинского СП ООП СОО (для 10- 11 класса ) МБОУ СОШ Мариинского СП (Программы элективных курсов. Химия. 10-11 классы. / авт.- сост. Г.А. Шипарёва .- М. :Дрофа, 2007.-79 с.,- ) Элективные курсы (автор Т.В. Бабаева) Рабочая программа составлена: Химия. 11 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель. 2007. – 127с. Календарнотематическое планирование учебного материала по химии для изучения элективного курса рассчитано на 1 час в неделю и составляет 34 часа в год. Программа рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю согласно учебному плану МБОУ СОШ Мариинского СП в 10-11 классах. В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы Так, в курсе химии, изучаемом в школе, предусмотрено лишь краткое знакомство с одной из важнейших тем – особенностями окислительно – восстановительных объектов и процессов. Поэтому учащиеся не понимают, как можно применить полученные в курсе химии знания в области окислительно – восстановительных реакций (ОВР). Между тем знания по этому разделу химии необходимы для успешной сдачи вступительных экзаменов в ведущие вузы. Кроме, того ОВР чрезвычайно распространены. С ними связаны природные процессы обмена веществ, круговорот веществ в природе. Эти реакции можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты и многие другие ценные химические вещества. ОВР лежат в основе преобразования химической энергии в гальванических и топливных элементах. Для того, чтобы заинтересовать учащихся данной темой, приблизить её к жизни, а также связать изучаемый материал с биологическими и физическими знаниями, необходимо показывать, где это уместно, значение ОВР в живой природе. Например, два важнейших присущих живому веществу процесса, которые протекают в биосфере и обеспечивают её стабильное динамическое состояние – фотосинтез и дыхание, - представляют собой взаимодействующие ОВ процессы. В школьном курсе химии понятие «окислительно – восстановительные реакции» формируется на нескольких уроках. Первое знакомство с понятием «окисление» происходит в 8 классе, в теме «Кислород. Оксиды. Горение», а с понятием «восстановление» - в «Водород. Кислоты. Соли». В этом же классе после изучения тем «Периодический закон» и «Химическая связь» формирование понятия окислительно – восстановительных реакций осуществляется на достаточно высоком уровне с помощью электронной теории. В 9 классе это понятие закрепляется в течении всего курса, а в 10-м формируются представления об ОВ процессах с участием органических веществ. В 11 классе обобщаются знания по данной теме. днако ОВР изучают в обязательном курсе химии недостаточно полно: не рассматривается их классификация, составление уравнений методом электронно – ионного баланса, количественные характеристики ОВ процессов; мало внимания уделяется влиянию среды на характер протекания этих реакций, ОВ свойствам соединений серы, марганца, хрома, пероксида водорода. Тема «ОВР» традиционно важна, но зачастую её изучение вызывает у учащихся определённые трудности. И, конечно, особенно недостаточно дается материал для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению данной науки и предполагающих связать свою будущую профессию с химией, биологией, медициной, строительством, сельским хозяйством и т. д. В связи с вышеизложенным и разработан данный элективный (по выбору учащихся) курс химии, предназначенный для учащихся 10-11 классов, изучающих или уже изучивших систематический курс органической химии и владеющих достаточными знаниями о строении и свойствах органических веществ. Этот курс направлен на ликвидацию указанных выше пробелов в подготовке выпускников, выработку у школьников навыка составления ОВР и поиска ответов на сложные вопросы общей, неорганической и органической химии. Программа рассчитана на 34 часа Цели курса: Закрепить, систематизировать и углубить знания обучающихся о сущности ОВ процессов, их роли в природе и практическом значении; о важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР; Знать классификацию ОВР, количественные характеристики данных процессов, структуру гальванического элемента; Научить составлять уравнения ОВР с использованием метода электронно-ионного баланса; Создать условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания. Формы и методы обучения Элективный курс «Удивительный мир окислительно-восстановительных реакций» - это целевой функциональный узел знаний, в котором теоретический и практический материал различных тем по неорганической и органической химии объединен в единую целостную систему. Каждое занятие данной системы имеет целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Данный курс можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности. Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой и дидактической целью. На каждом занятии выделяются важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности и т. д. объем учебного материала подобран оптимально, учащиеся не должны быть перегружены. На первом занятии предусмотрен актуализирующий контроль, входное тестирование, диагностирующий анализ и предварительная оценка способностей учащихся. Тестовые задания предполагают актуализацию тех опорных знаний, которые необходимы для усвоения содержания данного занятия. Одной из форм обучения является лекция, построенная с учетом возрастных особенностей учащихся. Главная задача лекции – вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль, а не свести её к сообщению готовых научных истин, которые следует понять и запомнить. Данный элективный курс предусматривает также лекционно-семинарскую и практическую формы работы по темам, перечисленных в программе. Не менее важной является и проверка усвоения теоретических понятий. Каждое занятие включает контроль усвоения и выполнения заданий. В данной программе используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. Самоконтроль осуществляется учеником. Взаимный контроль возможен, когда ученик уже проверил и исправил свои ошибки, после этого он может проверить задание партнера. Контроль учителя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль, формы которого могут быть разными. Уровень усвоения разделов курса будет устанавливаться с помощью итоговых контрольных работ. После каждого занятия учащимся предлагаются домашние задания. В проведении занятий предусматривается использовать как учебные пособия для школы, так и дополнительные источники (см. литературу), а также дидактические разработки учителя. Программа курса Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Теория ОВР (повторение и обобщение ранее изученного материала в обязательном курсе химии) (1ч). Важнейшие восстановители и окислители (1ч). Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса(1ч). Классификация ОВР(1ч). Использование метода электронного баланса для реакций: - межмолекулярного окисления – восстановления; - внутримолекулярного окисления – восстановления; - диспропорционирования; - сопропорционирования (2ч). ОВР с несколькими окислителями и восстановителями (1ч). Окислительно-восстановительные свойства соединений воды и пероксида водорода (1ч). Окислительно – восстановительные свойства галогенов и их соединений (1ч). Окислительно-восстановительные свойства серной кислоты и соединений серы (1ч). Окислительные свойства соединений азота и азотной кислоты (1ч). Восстановительные свойства металлов (1ч). Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические реакции в гальванических элементах. Гальванические элементы, применяемые в жизни (1ч). Коррозия металлов как окислительно-восстановительный процесс (2ч). Получение металлов как окислительно-восстановительный процесс (1ч). Электролиз расплавов и растворов электролитов как окислительно-восстановительный процесс. Упражнения. Применение электролиза (2ч). Электролиз. Задачи различных типов и уровней сложности. (1ч). Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах (1ч). Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах (1ч). Решение экспериментальных задач с использованием ОВР неорганических веществ (1ч). Задачи различных типов и уровней сложности на протекание ОВР с участием неорганических веществ (2ч). ОВР с участием органических веществ (решение задач и выполнение упражнений): - алкенов, - алкинов, - аренов, - спиртов, - альдегидов и кетонов, - карбоновых кислот, - углеводов (4ч). Использование метода полуреакций для составления уравнений ОВР с участием органических веществ (2ч). Решение экспериментальных задач с использованием ОВР органических веществ (1ч). Окислительно-восстановительные процессы в живой природе (1ч). Итоговое занятие (1ч). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № Тема урока Тип урока Требования к уровню подготовки обучающихся 2 3 4 Формы и виды контроля п/п 1 1 Вводное занятие. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Теория ОВР. Знать основные положения теории ОВР, тестирование понятия «окислитель», «восстановитель», окисление ,восстановление как процессы; Уметь определять степень окисления в сложных неорганических и органических веществах. 2 Важнейшие окислители и восстановители. Урок проверки знаний, умений, навыков и применение их на практике. Знать важнейшие восстановители и Составление шкалы окислители, понятие о низшей и высшей важнейших с.о. элементов 4, промежуточной с.о. 7 групп ПС Уметь составлять шкалу с.о., определять соединения в ОВР, составлять уравнения ОВР. 3 Алгоритм составления уравнений Урок проверки знаний, умений, навыков и ОВР методом электронного баланса. применение их на практике в нестандартных условиях. Знать алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса С.Р. с проверкой у доски по карточкам-ответам Уметь работать по аналогии. с использованием карточек-заданий – ответов.. 4 Классификация ОВР. Урок изучения и первичного усвоения знаний. Знать терминологию различных типов ОВР С.Р. Уметь определять признаки . ОВР, и различать реакции межмолекулярные, внутримолекулярные. 5-6 Использование метода электронного Урок проверки знаний, умений, навыков и баланса для ОВР различных типов. применение их на практике в нестандартных условиях. Знать классификацию ОВР по реагентам С.Р. и продуктам реакций. Уметь определять восстановитель и окислитель в ОВР различных типов. 7 ОВР с несколькими окислителями и восстановителями. Урок изучения и первичного усвоения знаний, проверки знаний, умений, применение их на практике в нестандартных условиях Знать алгоритм составления уравнений ОВР с несколькими окислителями и восстановителями С.Р. Уметь определять восстановители и окислители в ОВР. Определять суммарное количество электронов 8 Окислительно-восстановительные Урок изучения и первичного усвоения знаний. свойства воды и пероксида водорода. Знать о-в возможности водорода и кислорода в веществах Уметь определять восстановители и Проблемная демонстр., сам. Сигнальная работа окислители в ОВР различных типов.. 9 Окислительно-восстановительные Урок изучения и первичного усвоения и свойства галогенов и их соединений. проверки знаний в нестандартных условиях. .Знать получение и свойства хлора, брома. йода. Хлоридов с точки зрения ОВР Проблемная демонстрация С.Р. с проверкой у доски Уметь определять роль галогенов в ОВР различных типов 10 Окислительно-восстановительные превращения соединений серы. Урок изучения и первичного усвоения и проверки знаний в нестандартных условиях. Знать о-в возможности серы, сероводорода. Серной кислоты Проблемная демонстрация, исследовательская практическая работа Уметь прогнозировать и определять роль серы и ее соединений в ОВР 11 Окислительно-восстановительные превращения соединений азота. Урок изучения и первичного усвоения и проверки знаний в нестандартных условиях. Знать о-в возможности азота, аммиака, азотной кислоты, нитратов в ОВР Проблемная демонстрация, исследовательская практическая работа Уметь прогнозировать и определять роль серы и ее соединений в ОВР 12 Восстановительные свойства металлов. Урок изучения и первичного усвоения знаний и проверки знаний в нестандартных условиях. Знать общие химические свойства металлов тестирование Уметь пользоваться рядом активности Ме в определении их восстановительной активности 13 Электрохимический ряд напряжений Урок изучения и первичного усвоения знаний. металлов. Химические реакции в гальванических элементах. Гальванические элементы применяемые в жизни. Знать количественные характеристики ОВР. Ряд напряжений Ме Уметь использовать ряд напряжений Ме ОВР Проблемная демонстрация, исследовательская практическая работа 14-15 Коррозия металлов как окислительно-восстановительный процесс. Урок изучения и первичного усвоения знаний. Знать сущность процессов, С.Р. протекающих при коррозии в различных средах, виды коррозии Уметь пользоваться ПС в определении коррозийных свойств металлов 16 Получение металлов как окислительно-восстановительный процесс. Урок изучения и первичного усвоения знаний и проверки знаний в нестандартных условиях. Знать общие способы получения металлов С.Р. с последующей проверкой Уметь пользоваться рядом активности металлов. Составлять уравнения реакций 17-18 Электролиз расплавов и растворов электролитов как окислительновосстановительный процесс. Установочный урок. Знать сущность электролиза как ОВ процесс С.Р с последующей проверкой Уметь составлять схемы и уравнения электролиза растворов и расплавов солей и щелочей 19 Задачи различных типов и уровней сложности. Электролиз. Урок-тренинг. Знать основные приемы решения расчетных задач с использованием уравнений электролиза С.Р. Уметь использовать основные физические величины. Единицы их измерения 20 Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах. Урок изучения и первичного усвоения знаний и проверки знаний в нестандартных условиях. Знать зависимость 0-в возможностей хрома Уметь прогнозировать роль элемента как окислителя или восстановителя С.Р. с последующей проверкой 21 Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах. Урок изучения и первичного усвоения знаний и проверки знаний в нестандартных условиях. Знать зависимость 0-в возможностей марганца в различных соединениях С.Р. с проверкой у доски Уметь прогнозировать роль элемента как окислителя или восстановителя 22 Решение экспериментальных задач с Урок практической проверки знаний, умений, использованием ОВР навыков. неорганических веществ. Знать основные приемы решения задач ОВР Решение задач Уметь правильно составлять план решения. Делать выводы 23-24 Задачи различных типов и уровней сложности на протекание ОВР с участием неорганических веществ. Урок-тренинг Знать основные приемы решения расчетных задач с использованием уравнений электролиза Выполнение упр. По алгоритму Уметь использовать основные физические величины. Составлять уравнения ОВР 25-28 ОВР с участием органических веществ различных классов (решение задач и упражнений) Урок изучения и первичного усвоения знаний и проверки знаний в нестандартных условиях. Знать о-в свойства углеводородов, различных классов кислородсодержащих соединений Проблемная демонстрация, с.р. с проверкой у доски Уметь использовать шкалу с.о. окисления углерода 29-30- Составление уравнений ОВР 31 методом полуреакций, или ионноэлектронным методом. Урок изучения и первичного усвоения знаний. Знать сущность метода полуреакций. Основные этапы ОВР Применение знаний и выполнение упр. По алгоритму Уметь выражать сущность о-в реакций, протекающих в растворах 32 Решение экспериментальных задач с Урок практической проверки, знаний, умений, использованием ОВР Знать основные приемы выполнения Решение задач неорганических веществ. навыков. решения экспериментальных задач Уметь правильно составлять план решения, осуществлять подбор , делать выводы. 33 Окислительно-восстановительные процессы в живой природе. Урок изучения и первичного усвоения знаний. . Знать основные приемы выполнения решения экспериментальных задач Уметь правильно составлять план решения, осуществлять подбор , делать выводы 34 Итоговое занятие Фронтальная Литература 1.Хомченко, Т.П., Севастьянова, К.И. Окислительно-восстановительные реакции. – М.: Просвещение, 1989. 2.Третьяков, Ю.Д., Метлин, Ю.Г. Основы общей химии. – М.: Просвещение, 1985. 3. Хомченко, Г.П. Химия для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1990. 4. Хомченко, Г.П., Хомченко,И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1990. 5. Готовимся к единому государственному экзамену. Химия/ О.С.Габриелян, П.В.Решетов и др. – М.: Дрофа, 2004. 6. Говорова, В. А. Из опыта изучения ОВР // Химия в школе. -1994, №6 7. Лунева, В. П. Об использовании ионно-электронного метода // Химия в школе – 1994, №1. –С. 8-13. 8. Сидорская, Э.А. О методе полуреакций // Химия в школе. – 1993, №6. – С.10. 9. Шустов, С.Б., Шустова, Л.В. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе // Химия в школе. – 1995, №2, - С.37-40. Доклады, сообщения учащихся 10. Савинкина, Е.В., Логинова, Т.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. Практикум.10класс. – М.:АСТ – Пресс, 2001. 11. Липатников, В.Е., Скоробогатова, В.А. Лабораторные работы по неорганической и органической химии. –М.: Высшая школа, 1981. 12. Завьялова, Г.Е. Металлы жизни // Основные вопросы теории и практики изучения химии в школьном курсе. – Волгоград: Перемена, 1999. 13. Сборник конкурсных задач по химии с решениями / под редакцией М. А. Володиной, - М.: Изд-во МГУ, 1983.