ГЧД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
Г.И.Хетагурова Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________/Приседская О.Ю./
«31»августа_2023г

УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора МБОУ СОШ Мариинского СП
__________/Тулинова М.В./
Приказ №1_от «1»сентября _2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«География человеческой деятельности: экономика, культура, политика»
10-11 класс
34 ч (17 ч.-10 кл., 17 ч.-11 кл.)

Пояснительная записка
Элективный курс « География человеческой деятельности» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа:
17 ч.- в 10 классе, 17 ч.- в 11 классе. Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение вопросов, которые вызывают у учащихся наибольшее затруднение при подготовке к экзаменам, способствует формированию устойчивого
интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач.
Современный мир меняется с невиданной быстротой. Переплетаются экономические связи. Растет население Земли. Судьбы
отдельных народов сливаются в одну всемирную судьбу. В этих условиях данный курс приобретает колоссальное значение.
В нем резко усиливается культурно-гуманистическое звучание и соответственно вытесняется производственная доминанта.
Речь идет об увеличении времени на изучение географии народов, религий, языков, культур и т. д.
Приоритетное внимание уделяется проблеме взаимодействия общества и природной среды, что связано с реализацией принципа экологизации школьного образования, направленного на воспитание у учащихся бережного отношения к нашему общему дому-планете Земля.
В числе других важнейших принципов, положенных в основу курса - историзм, с помощью которого можно нарисовать социально-экономическую панораму в динамике, принципы актуальности, системности и т. д.
Кроме традиционной системы научных понятий даются знания, например о теории «демографического перехода», о сущности политической географии и т. д.
Последовательность разделов диктуется историко-географической логикой. Курс открывается разделом «Политическая карта
мира». От этого раздела логичен переход к изучению раздела «География населения и культуры», затем «География городов», «География мирового хозяйства» и завершается курс разделом «Территориальные закономерности экономического и
политического развития».
Современный мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым. Перед данным курсом встают новые и ответственные задачи структурного и проблемного изучения нашего мира во всех его быстро меняющихся «красках» и территориальном многообразии.
Основные цели:
--- сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире
---показать глубокую взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара
---научить работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать материал, формулировать
выводы, уметь их аргументировать
---выработать умение применять в жизненных ситуациях полученные знания, придать практическую направленность изучаемому материалу
---воспитать уважение и любовь не только к своей Родине, но и к истории и культуре других стран и народов мира

---сформировать понимание общечеловеческой ответственности и ответственности каждого конкретного человека за состояние мира, в котором он живет, за судьбу будущих поколений
Планируемые результаты:
1. Учащиеся научатся оценивать:
-- сравнительную выгодность (и значение) географического положения экономических объектов
--геополитическое положение России (в историческом ретроспекте)
--уровень социально-экономического развития страны через систему показателей
--стадии демографического перехода (по странам и регионам мира)
--динамику демографической структуры населения стран
--влияние доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны
--сформированность систем городского расселения (с использованием правила «ранг-размер»)
--факторы размещения промышленных предприятий
--качество административно-территориального деления и нарезки округов для голосования
--распределение национального дохода между районами страны (построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа)
2. Приобретут умения и навыки:
--выделять типы стран по методике многопризнаковой классификации
--строить демографические пирамиды
--анализировать ценообразование на землю в конкретном городе (по функциональным зонам)
--проводить функциональное и экологическое зонирование территории города
--выбирать оптимальное место жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп
--анализировать статистику внешней торговли в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по
странам и регионам мира
--проводить многопризнаковое и однопризнаковое районирование
--выбирать наиболее существенные признаки для районирования

Содержание курса
Раздел I

Место географии в системе наук (2 ч)
География как хорологическая наука (классификация И. Канта). Пространство как объект изучения географии. Законы размещения. Методы географических исследований (экспедиционный, картографический, описательный, моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование), геоинформационные системы. Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.
Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Раздел II Политическая карта мира (7ч)
Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты). Колониальная структура экономики.
Формы государственного устройства и правления. Организация территории государства (унитаризм и федерализм).
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.
Политическая карта регионов мира (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании).
Территория и границы государств. Территориальные споры.
Геополитика (традиционные геополитические теории и современные школы геополитики).
Международные политические организации. ООН.
Раздел III Типы стран современного мира (3ч)
Показатели уровня экономического развития стран. Показатели уровня и качества жизни — относительные и абсолютные.

Индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для межстрановых сопоставлений.
Типологии экономические и географические. Многопризнаковые классификации. Типы стран современного мира (экономически развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой).
Анаморфированное картографическое изображение.
Раздел IV География населения и культуры (5ч)
Источники данных о численности населения. Закономерности размещения населения мира. Динамика численности населения
(гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода).
Демографическая политика. Хозяйственное освоение и социальные конфликты. Человек и природная среда.
География культуры (языки, религии, историко-культурные районы мира). Влияние религий на хозяйственную жизнь.
Этносы. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
Раздел V География городов (3ч)
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы
и пределы роста города.
Функции городов в системе расселения. Системы расселения и их регулирование. Город и окружающая среда.
Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель.
Раздел VI География мирового хозяйства (8ч)
Экономическая и отраслевая структура мировой экономики. Динамика размещения хозяйства в историческом аспекте.

Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта.
География сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. Модели размещения отраслей национального хозяйства.
Международное разделение труда. Экономическая интеграция.
Раздел VII
Территориальные закономерности экономического и политического развития (4 ч)
Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.
Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.
Региональное неравенство. Пространственные закономерности экономического развития. Типы экономических районов.
Резерв времени — 2 ч.

Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
уро
ка
1

Тема урока

Содержание

Основные понятия

Введение. Место гео-

Место географии в системе наук (2 ч.)
Ознакомление с законами экономи-

Домашнее задание

1. Работа с учебником

Дата

графии в системе
наук. Методы географических исследований

2

Роль географического
положения для развития экономики.

3

Объекты
политической карты мира

ческой географии. Практическая работа: влияние удаленности хозяйственных объектов от рыночного
центра на эффективность производства (на примере модели Тюнена).
Зад.10.8 (1)
Выполнение практической работы
«Оценка сравнительной выгодности
географического положения городов в исторической ретроспективе».
Задание 1 на с.3 (3), Задание 3, 4 на
с. 4 (3).

Географическое пространство,
географическое
положение,
хорология,
позиционный
принцип, территория, ареал,
карта, законы размещения, абсолютные и относительные
пространственные
ресурсы,
методы географических исследований
(экспедиционный,
картографический, описательный, моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование),
геоинформационные системы.

Политическая карта мира (7ч.)
Разбор фактологического материала Формы государственного устройпо теме. Работа с текстом учебника ства и правления стран мира; неи контурной картой - поиск необ- самоуправляющиеся территории;
ходимой информации для выполне- колониальные империи и их расния задания 1 (в) с.11.
пад.

по Введению и Главе 1.
Завершение практической работы дома.

1) Завершение практической работы дома.
2) Задание 2 на с. 4 (3)
Опережающее задание
к
уроку
№
61(повторение).

Задание 1 (а,б) с.11.
Подготовка учащимися
сообщений по теме
«Самопровозглашенные
государства в Азии (вариант – в Африке, Америке, Австралии и Океании, России – по выбору учителя или учащегося) по материалам
периодической печати и
(или)
сайта
http://www.karty.narod.r
u 1

4

5

6

Объекты
политической карты мира (самопровозглашенные
государства)

Политическая
Европы

Политическая
Азии

карта

карта

Изучение стран, которых нет на политической карте. Сообщения учащихся по теме «Самопровозглашенные государства». Деловая игра:
сравнение позиций сепаратистов и
центрального правительства: «за» и
«против».
Изучение вопроса «Изменения политической карты после 1-ой и 2-ой
мировых войн, в 1990-е гг.» при помощи работы с атласом, контурной
картой и текстом учебника.
Изучение новых реалий на политической карте Европы «ЕС. Шенгенские соглашения. Единое европейское пространство» - объяснение
темы учителем.

Изучение вопроса «Колонизация и
деколонизация в Азии» при помощи
текста учебника и карт атласа.

Обсуждение сообщений учащихся.
Дискуссия и деловая игра (выяснение доводов противоборствующих
сторон и путей решения конкретного территориального конфликта).

Задание 2 с. 11 (3).

Формы
государственного
устройства и правления, государственный
суверенитет,
метрополии, несамоуправляющиеся территории (колонии,
доминионы,
протектораты,
мандатные территории, ассоциированные
государства,
заморские территории и департаменты), распад и объединение государств, ООН, монархии, республики (парламентские и президентские, федеративные
и
унитарные), конфедерации, Содружество, Французский Союз, территориальная структура экономики, топонимика (названия
и географическое положение
стран мира, колониальный раздел), геополитика, естественные границы, сферы влияния,
динамическое равновесие интересов, жизненное пространство, талассократия, теллурократия, «эффект домино», геостратегические области мира,
геополитические коды, новый
мировой порядок, неоевразий-

Задания для домашней
работы к параграфу
«Европа» в учебнике.
Закрепление материала
по теме «Политическая
карта Европы». Тесты
(с. 11) – (3).
Развитие навыков самостоятельного составления тестов учащимися
по данной теме для использования их в дальнейшей работе.
Подготовка сообщений
по материалам периодической печати и Интернета
«Территориальные конфликты в
Азии» (страны и конфликтные территории –
по выбору учащегося
или учителя).
Задания для домашней
работы к параграфу
«Азия» в учебнике.
Развитие навыков самостоятельного составления тестов учащимися

ство,
7

Россия на политической карте мира

Выявление особенностей изменения
геополитического положения РФ
после распада СССР. Практическая
работа - задание 1 с. 24 (3) – основы
факторного анализа.

8

Политическая
Америки

карта

Изучение темы «Колониальный раздел Америки» при помощи учебника, атласа. Выполнение практического задания - 5 с. 18 (3)

9

Политическая
Африки

карта

Изучение темы «Колониальный раздел и деколонизация Африки» при
помощи учебника и атласа. Задание
4 с 15 (3).

панрегионализм.

Типы стран современного мира (3часов)

по данной теме для использования их в дальнейшей работе.
завершение практической работы – подготовка
аналитической
записки об изменении
геополитического положения РФ после распада СССР.
Сообщение по выбору
учащегося – «Динамика
геополитического положения Калининградской области в 19452000 гг.).
Творческая работа по
теме
«Периодизация
деколонизации в Америке»
- построение
контурной карты с использованием материалов учебников и атласов по географии и истории.
Подготовка сообщений
«Приграничные споры
и этнические конфликты в Африке (страна,
регион – по выбору
учащегося или учителя)» – по материалам
периодической печати и
Интернета.

10

Типы стран современного мира

Разбор нового материала на основе
выполнения практической работы.
Оценка
уровня
социальноэкономического развития страны
через систему показателей.
Выделение типов стран по методике
многопризнаковой классификации –
задание 5 с. 9 (3).

11

Типы стран современного мира

Работа с текстом учебника «Типологии и классификации стран современного мира» и построение
творческой контурной карты по заданию 1 глава учебника «Типы
стран современного мира»

12

Итоговый урок по теме «Типы стран современного мира»

Обобщение
материала по теме
«Типы стран».

Типы стран, наименее развитые страны, страны с переходной экономикой, новые
индустриальные страны, типологии и классификации, МВФ,
Мировой банк (отчеты о мировом развитии), ЮНКТАД, показатели уровня и качества
жизни — относительные и абсолютные, индекс развития человеческого потенциала, анаморфированное картографическое
изображение.

Домашнее
задание:
Творческая работа по
заданию 4 с. 8 (3).

Домашнее задание: Закрепление материала.
Тесты на с. 10 (3).

География населения и культуры (5)
13

14

География населения
мира (закономерности
размещения)

География населения
мира (динамика численности населения,
демографические показатели)

Изучение закономерностей размещения населения мира на основе
использования карты плотности
населения (выявление районов с высокой и низкой плотностью населения) – задание 4 с. 29 (3). (Вариант –
тема 1 (1).
Оценивание динамики численности
населения мира в исторической ретроспективе (Модель Мальтуса.
Теория демографического перехода). Практическая работа: картогра-

Перепись населения, численность и качество населения,
экономически активное население, демографические показатели (относительные и абсолютные: рождаемость, смертность, естественный прирост
населения, механический прирост населения, коэффициенты

Домашнее задание: Завершение выполнения
практического задания

Домашнее задание: Задание 1,2,3 с. 27 (3).

фирование демографических показателей (оценка стадий демографического перехода по статистическим
показателям) – задания темы 3 (1)
или задание 3 на с. 29 (3), задания
темы 4 (1).
Ознакомление с главными миграционными потоками (выполнение заданий темы 5 (1).

роста и прироста населения,
темпы роста и прироста населения, воспроизводство населения, нетто-коэффициент
воспроизводства населения;
брутто-коэффициент воспроизводства, демографические
пирамиды, миграции (экономические, политические, экологические), эмиграция, иммиграция,
кривая дожития, возрастные
демографические пирамиды,
демографическая
политика,
мальтузианство и неомальтузианство,
демографический
взрыв, депопуляция, этносы,
расы, народы, метисы, мулаты,
самбо, языковые семьи и группы, билингвизм, государственный язык, рабочие языки ООН,
мировые религии (христианство, ислам, буддизм), местные
традиционные
верования
(анимизм, фетишизм, тотемизм), ислам, иудаизм, атеизм,
элементы культуры (артефакты, ментифакты, социофакты),
хозяйственно-культурные типы, историко-культурные об-

15

География населения
мира (международные
миграции)

16

География культуры
(языки, расы и этносы)

Определение стран мира по этническому составу населения. Практические задания темы 6 (1).

17

Итоговый урок темы
«География населения
и культуры»

Обобщение материала по теме
«География населения и культуры».
Форма урока по усмотрению учителя.

Домашнее задание: Завершение выполнения
практического задания.
тесты на с. 31 (3).

Домашнее задание: Завершение выполнения
практического задания.
Тесты на с. 32 (3).
Опережающее задание
к уроку № 63

ласти мира — геоисторические
регионы, зоны пассионарных
толчков, пассионарии, стадии
этногенеза.

Календарно-тематическое планирование
11 класс

1

География городов

2

География городов

3

Итоговый урок по
пройденному материалу

География городов (3 часов)
Выявление географического поло- Урбанизация, субурбанизация,
жения крупнейших городов мира. эксурбанизация, реурбанизаЗадание 7.3 (1), задание 1 на с. 34 ция, ложная урбанизация, уро(3).
вень урбанизации, аглоВыявление связей между долей гомерация, агломерационный
родского населения) и уровнем социально-экономического развития эффект, мегалополис, маятниковые миграции, системы расстраны. Задание 7.1 и 7.2 (1).
селения, агломерационная экономия, неформальный сектор в
Проверочный тест по пройденному городской экономике, нагрузка
материалу (подготовка учителем).
на природную среду, предельно
допустимые концентрации загрязнителей, микроклимат
больших городов, линейная,
агломерационная, равномерная
системы расселения, идеальные
системы расселения, центральные места, дополняющие районы, конус спроса, периодические центральные места, эки-

Домашнее задание: Задание 7.4, 7.5 (1).

Домашнее задание: Завершение заданий 7.1 и
7.2 (1) и задание 2 на
с.35 (3), задание 3 на с.
37 (3). Тесты на с. 38
(3).
Опережающее задание
к уроку № 64

стическая политика, сектора
городской экономики (базовый, обслуживающий, домашнего хозяйства), индекс базовой занятости, индекс локализации, территориальная структура города, транспортная доступность, функциональные
зоны города, центральный деловой район, модели использования земель в городах (секторальная, концентрическая,
многоядерная), плотность жилой застройки, рента, цена на
землю, этнические кварталы,
трущобные районы.

№
уро
ка

Тема урока

4

География
хозяйства.

Содержание

Основные понятия

Домашнее задание

География мирового хозяйства 8 ч

5

География
хозяйства

мирового

сельского

6

География
ленности

промыш-

7

Итоговый урок по темам «География сельского хозяйства и
промышленности»

Оценка
уровня
социальноэкономического развития стран по
показателям структуры экономики и
экономически активного населения.
Изучение природной основы сельскохозяйственного
производства
(главные ограничители земледелия
и животноводства – по климатическим поясам и природным зонам).
Работа с текстом учебника и атласом. Задание на с.48 (3).
Страны – главные производители
важнейших видов сельскохозяйственной продукции (растениеводство и животоводство).
Определение факторов размещения
промышленных предприятий (объяснение учителя).

Проведение семинара по теме урока.

Геоэкономика,
отраслевая
структура мировой экономики
(первичный, вторичный, третичный и четвертичный секторы), международные финансовые
институты
(Мировой банк, Всемирная
торговая организация), ТНК,
экспортная квота, устойчивое
развитие, оптимальная территориальная структура, агрогеография (отраслевое и типологическое
направления),
ФАО, социальные, технические,
производственные,
структурные показатели в агрогеографии, латифундии, минифундии, фермерские хозяйства, Комиссия по типологии
сельского хозяйства Международного географического союза, многопризнаковая классификация типов сельского хозяйства, факторы размещения

Домашнее задание: вопросы и задания к параграфу «Отраслевая и
территориальная структура хозяйства».
Домашнее задание: Задания
к
параграфу
«География сельского
хозяйства» (по выбору
учителя). Тесты на с. 49
(3).

Домашнее задание: Задание 1, 2 в конце параграфа «Закономерности
размещения промышленности»

Дата

8

Россия в международном разделении труда

Выявление особенности участия
России в международном разделении труда. Задание 3 в конце параграфа учебника «Международное
разделение труда».

9

Международная экономическая интеграция

Стадии экономической интеграции
(объяснение учителя).

10

Международная экономическая интеграция

Обсуждение темы «Главные интеграционные группировки мира» и
сообщения учащихся.

11

Итоговый урок по теме «География мирового хозяйства»

Самостоятельное составление учащимися тестов по теме урока при
использовании различных средств
обучения

и личные услуги, деловые
услуги, социальные услуги,
туризм, мировая транспортная
система, транспортные узлы, инфраструктура, грузовой
и пассажирский транспорт (основные грузопотоки), связь и
телекоммуникации, финансово-кредитная сфера, мировые
финансовые центры, реклама,
географическое
(территориальное) разделение труда,
межрайонное и международное разделение труда, специализация, международные торговые (товарные) организации
(ОПЕК, Международная организация по кофе и др.), географическая и товарная структура внешней торговли (экспорт и импорт), показатели
анализа внешней торговли
(индексы экспорта, импорта,
сальдо, структура внешней
торговли),
международная
экономическая
интеграция,
стадии интеграционных процессов (преференциальная зона, зона свободной торговли,
таможенный союз, общий рынок, экономический союз,
полная интеграция), главные

Домашнее задание: Завершение выполнения
задания.

Домашнее
задание:
Подготовка учащимися
сообщений по теме
«Главные интеграционные группировки мира
- ЕС, НАФТА, АПЕК,
МЕРКОСУР и др.» – по
выбору учителя или
учащегося.
Домашнее задание: тесты на с. 46 (3).

Опережающее задание
к уроку №65

интеграционные группировки
мира (ЕС, НАФТА, ОПЕК,
МЕРКОСУР, МАГРИБ, АСЕАН,
СНГ).

12

13

14

15

Территориальные закономерности экономического и политического развития 4ч
Территориальные за- Проведение однопризнакового и Районирование (однородное Домашнее задание: Закономерности эконо- многопризнакового районирования. однопризнаковое и многопридание 2 в конце главы
мического и полити- Различия районирования и админи- знаковое, узловое), синтетиче«Районирование» учебческого
развития. стративно-территориального деленика,
ские и аналитические районы,
Районирование.
ния. Выбор наиболее существенных
признаков для проведения райони- методика Моуля, принципы
рования (объяснение учителя). За- районирования, выбор наиболее
дание 1 в конце главы «Районирова- существенных признаков для
районирования, границы районие» учебника.
Территориальные за- Границы между районами и госу- нов, последовательность выдеДомашнее
задание:
кономерности эконо- дарствами. Правила демаркации су- ления районов, административПодготовка учащимися
мического и полити- хопутных и морских границ. Есте- но-территориальное деление,
сообщений о наиболее
ческого развития. Гео- ственные рубежи как границы (объкачество районирования и АТД, актуальных пограничграфические границы
яснение учителя). Задание 1,2 в
ных конфликтах соврегеографические
границы,
госуконце главы «Географические граменности(по
выбору
дарственные границы (сухопут- учителя или учащихся).
ницы» учебника
ные, морские), территориальПоиск материалов в
ные воды, шельфовая зона, эко- СМИ и Интернете. Тесты на с. 53 (3).
номическая зона, естественные
Территориальные за- Обсуждение сообщений учащихся. рубежи как границы, погракономерности эконо- Дискуссия.
ничные споры, анклавы, гранимического и политицы земельных владеческого развития. Геоний, границы избирательных
графические границы
Территориальные за- Правила нарезки округов для голо- округов, равное избирательное
Домашнее задание: Заправо,
правила
справедливой
кономерности эконо- сования и равное избирательное
дание 4 в конце парамического и полити- право (объяснение учителя). Зада- нарезки округов для голосографа «Границы избивания (принцип равенства, ком- рательных округов».
ческого
развития. ние на с. 55 (3).

Электоральная
графия.

гео-

пактности, недопущения нарезки округов в интересах партий),

16

Итоговая контрольная
работа

Итоговая работа по тестам, составленным учителем или взятым из
других учебных пособий.

17

Обобщение пройденного материала

Обсуждение со школьниками роли
и значимости данного курса географии в их жизни.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».