Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа имени Героя Советского Союза Г.И.Хетагурова Мариинского сельского поселения
Ульчского муниципального района Хабаровского края
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_________/Приседская О.Ю./
«31»августа_2023г
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора МБОУ СОШ
Мариинского СП
__________/Тулинова М.В./
Приказ №1_от «1»сентября _2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
«Экономика»
Программу составил:
Учитель истории и обществознания
Ядрина В.А.
С.Мариинское,2023 г.
1
Поясните
льная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по
экономике для среднего общего образования соответствующая Федеральному
компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования .
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по
2
экономике плану для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в
объеме 0,5 часа в неделю (всего за 2 года обучения – 34 учебных часа).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики
на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке
в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности
предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих
целей:
освоение основных знаний об экономической деятельности и людей,
экономике России для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования и для самообразования;
развитие экономического образа мышления, потребности в получении
экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин,
способности к личному самоопределению и самореализации, развитие
гражданского образования,
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду
и предпринимательской деятельности;
формирование готовности использовать приобретенные знания о
функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и
индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе
профессии и траектории дальнейшего образования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
подходить к событиям общественной и политической жизни с
экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и
государства, для будущей работы в качестве наемного работника и
эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства;
3
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
и извлечение необходимой информации из источников, созданных в
различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от
второстепенной;
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,
выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное
восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской
деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на
вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями
для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз
данных, презентации результатов познавательной и практической
деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание,
монолог, дискуссия, полемика).
Содержание программы
10 класс (17 ч)
Что такое экономика. Экономика и экономические науки. Методы
экономической науки. Потребности. Свободные и экономические блага.
4
Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы
(заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость.
Главные
вопросы
экономики.
Типы
экономические
систем.
Собственность. Конкуренция.
Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система.
Командная и смешанная экономические системы. Роль рыночных
механизмов в смешанной экономической системе.
Основы экономического анализа и принятия решений. Что такое спрос.
Отчего зависит предложение товаров.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Формирование рыночных цен.
Рынок на практике. Как реально организована торговля.
Деньги. Причины возникновения и формы денег.
Функции денег в современной экономике. Факторы формирования
величины денежной массы.
Банковская система. Причины появления и виды банков.
Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. Роль
Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.
Финансовые институты. Инфляция. Причины и виды инфляции.
Социальные последствия инфляции.
Труд. Рынок труда. Экономическая природа рынка труда. Спрос на услуги
труда. Предложение труда. Производство, производительность труда. Факторы,
влияющие на производительность труда.
Заработная плата и стимулирование труда. Что такое заработная плата и от
чего она зависит. Социальные факторы формирования заработной платы.
Социальные проблемы рынка труда. Причины и виды конфликтов на
рынке труда. Профсоюзы и трудовые конфликты.
Безработица. Причины и виды безработицы. Экономические проблемы
безработицы. Полная занятость и методы сокращения безработицы.
Государственная политика в области занятости.
11 класс (17 ч.)
Фирма. Роль фирм в экономике. Зачем создаются фирмы. Экономические
цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы.
Конкуренция.
Влияние
конкуренции
на
деятельность
фирм.
Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.
5
Предприниматель и организация фирмы. Условия создания успешного
бизнеса. Издержки, выручка, прибыль. Экономический подход к понятиям
издержек и прибыли.
Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные
принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.
Потребители. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.
Потребности и полезность. Потребительский выбор.
Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов
семьи. Влияние инфляции на семейную экономику. Реальные и номинальные
доходы семьи.
Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения.
Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование.
Роль государства в экономике как защитника экономических свобод.
Причины и формы участия государства в регулировании экономики.
Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий
такой несостоятельности. Общественные блага.
Макроэкономическое равновесие. Измерение результатов экономической
деятельности страны. Цикличность развития рыночной экономики. Фискальная
политика. Монетарная политика.
Инфляция и методы ее подавления. Экономическая политика государства.
Налоги как источник доходов государства. Виды налогов.
Государственный
бюджет.
Как
формируется
и
расходуется
государственный бюджет. Государственный долг.
Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его
ускорить. Понятие ВВП. Экономические циклы. Основы денежной политики
государства.
Экономические проблемы человечества в XXI веке.
Международная торговля и ее влияние на экономику страны.
Обменные курсы валют. Валютный рынок и конвертируемость валют.
Государственная политика в области международной торговли.
Международная финансовая система. Глобальные экономические проблемы.
Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков. Экономика
переходного типа в России. Особенности современной экономики России.
Учебно-тематический план по курсу «Экономика» в 10 классе (34 часа)
№
Тема урока
Глава 1
1
Главные вопросы экономика
Что такое экономика. Экономика и экономические науки.
2
0,5
6
2-3
4
Глава 2
5
6
7-8
9
Глава 3
10
11
Глава 4
12
13-14
15
Глава 5
16
17
Глава 6
18
19
20-21
22
23
Глава 7
24
Методы экономической науки. Потребности.
Свободные и экономические блага.
Ограниченность ресурсов. Факторы производства и
факторные доходы (заработная плата, рента, процент,
прибыль). Выбор и альтернативная стоимость.
Практическая работа № 1
Главные вопросы экономики. Типы экономических
систем. Собственность. Конкуренция.
Типы экономических систем
Традиционная экономическая система.
Рыночная экономическая система.
Командная и смешанная экономические системы.
Роль рыночных механизмов в смешанной экономической
системе. Практическая работа № 2
Контрольная работа № 1
Силы, которые управляют рынком
Основы экономического анализа и принятия решений.
Что такое спрос.
Отчего зависит предложение товаров.
Как работает рынок
Рыночный механизм. Рыночное равновесие.
Формирование рыночных цен.
Рынок на практике. Как реально организована торговля.
Практическая работа № 3
Контрольная работа № 2
Мир денег
Деньги. Причины возникновения и формы денег.
Функции денег в современной экономике.
Факторы формирования величины денежной массы.
Банковская система
Банковская система. Причины появления и виды банков.
Принципы кредитования.
Банки и структура денежной массы.
Роль Центрального банка в регулировании кредитноденежной системы страны. Финансовые институты.
Практическая работа № 4
Инфляция. Причины и виды инфляции. Социальные
последствия инфляции.
Контрольная работа № 3
Человек на рынке труда
Труд. Рынок труда. Экономическая природа рынка труда.
Спрос на услуги труда. Предложение труда.
1
0,5
2,5
0,5
0,5
1,5
0,5
1
0,5
0,5
2
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
3
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2
0,5
7
25
26-27
Глава 8
28
29
30
Глава 9
31
32
33
34
Производство, производительность труда. Факторы,
влияющие на производительность труда.
Заработная плата и стимулирование труда. Что такое
заработная плата и от чего она зависит.
Социальные факторы формирования заработной платы.
Практическая работа № 5
Социальные проблемы рынка труда
Социальные проблемы рынка труда.
Причины и виды конфликтов на рынке труда.
Профсоюзы и трудовые конфликты.
Контрольная работа № 4
Экономические проблемы безработицы
Безработица. Причины и виды безработицы.
Экономические проблемы безработицы.
Полная занятость и методы сокращения безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Итоговая контрольная работа № 5
Повторение (урок-игра)
ИТОГО
0,5
1
1,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
17
Учебно-тематический план по курсу «Экономика» в 11 классе (34 часа)
№
Тема урока
Глава 10 Что такое фирма и как она действует на рынке
1
Фирма. Роль фирм в экономике. Зачем создаются фирмы.
3,5
0,5
8
Экономические цели фирмы, ее основные
организационно-правовые формы.
2
Конкуренция. Влияние конкуренции на деятельность
фирм. Экономическая свобода.
Значение специализации и обмена.
3-4
Предприниматель и организация фирмы. Условия
создания успешного бизнеса.
Издержки, выручка, прибыль.
Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.
5
Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый
рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие
маркетинга. Реклама. Практическая работа № 1
6
Потребители. Рациональный потребитель. Защита прав
потребителя. Потребности и полезность.
Потребительский выбор.
7
Контрольная работа № 1
Глава 11 Как семьи получают и тратят деньги.
Неравенство доходов и его последствия.
8
Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные
виды расходов семьи.
9
Влияние инфляции на семейную экономику.
Реальные и номинальные доходы семьи.
10-11
Неравенство благосостояния граждан и возможности его
сокращения. Личное подсобное хозяйство. Сбережения
населения. Страхование. Практическая работа № 2
Глава 12 Экономические задачи государства
12
Роль государства в экономике как защитника
экономических свобод. Причины и формы участия
государства в регулировании экономики.
13-14
Несостоятельность рынков и роль государства в
устранении последствий такой несостоятельности.
Общественные блага. Практическая работа № 3
15-16
Макроэкономическое равновесие. Измерение результатов
экономической деятельности страны.
Цикличность развития рыночной экономики.
Фискальная политика. Монетарная политика.
17
Инфляция и методы ее подавления.
18
Экономическая политика государства.
Практическая работа № 4
19
Контрольная работа № 2
Глава 13 Государственные финансы
20
Налоги как источник доходов государства. Виды налогов.
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
4
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
1,5
0,5
9
Практическая работа № 5
21-22
Государственный бюджет. Как формируется и
расходуется государственный бюджет.
Государственный долг.
Глава 14 Экономический рост
23-24
Экономический рост. Что такое экономический рост и как
можно его ускорить. Понятие ВВП. Экономические
циклы. Основы денежной политики государства.
25
Экономические проблемы человечества в XXI веке.
Практическая работа № 6
26
Контрольная работа № 3
Глава 15 Организация международной торговли
27
Международная торговля и ее влияние на экономику
страны. Практическая работа № 7
28
Обменные курсы валют. Валютный рынок и
конвертируемость валют.
29-30
Государственная политика в области международной
торговли. Международная финансовая система.
Глобальные экономические проблемы.
Глава 16 Особенности современной экономики России
31
Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков.
Экономика переходного типа в России.
32
Особенности современной экономики России.
Практическая работа № 8
33
Итоговая контрольная работа № 5
34
Повторение (урок-игра)
ИТОГО
1
2
1
0,5
0,5
2
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
17
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
10
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты
труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы
предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов,
общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных
организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной
платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета
России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства
доходов, виды инфляции, причины международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
получения и оценка экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена
семьи и гражданина.
11