Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Хетагурова Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Приседская О.Ю./ «31»августа_2023г УТВЕРЖДАЮ И.о.директора МБОУ СОШ Мариинского СП __________/Тулинова М.В./ Приказ №1_от «1»сентября _2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Экономика» Программу составил: Учитель истории и обществознания Ядрина В.А. С.Мариинское,2023 г. 1 Поясните льная записка Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по экономике для среднего общего образования соответствующая Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования . Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по 2 экономике плану для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объеме 0,5 часа в неделю (всего за 2 года обучения – 34 учебных часа). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей: освоение основных знаний об экономической деятельности и людей, экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования; развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации, развитие гражданского образования, воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности; формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования; овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства, для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации; применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; 3 поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной; критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика). Содержание программы 10 класс (17 ч) Что такое экономика. Экономика и экономические науки. Методы экономической науки. Потребности. Свободные и экономические блага. 4 Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Типы экономические систем. Собственность. Конкуренция. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Командная и смешанная экономические системы. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе. Основы экономического анализа и принятия решений. Что такое спрос. Отчего зависит предложение товаров. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Формирование рыночных цен. Рынок на практике. Как реально организована торговля. Деньги. Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике. Факторы формирования величины денежной массы. Банковская система. Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Финансовые институты. Инфляция. Причины и виды инфляции. Социальные последствия инфляции. Труд. Рынок труда. Экономическая природа рынка труда. Спрос на услуги труда. Предложение труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата и стимулирование труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Социальные факторы формирования заработной платы. Социальные проблемы рынка труда. Причины и виды конфликтов на рынке труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. Безработица. Причины и виды безработицы. Экономические проблемы безработицы. Полная занятость и методы сокращения безработицы. Государственная политика в области занятости. 11 класс (17 ч.) Фирма. Роль фирм в экономике. Зачем создаются фирмы. Экономические цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Конкуренция. Влияние конкуренции на деятельность фирм. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. 5 Предприниматель и организация фирмы. Условия создания успешного бизнеса. Издержки, выручка, прибыль. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама. Потребители. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Потребности и полезность. Потребительский выбор. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Влияние инфляции на семейную экономику. Реальные и номинальные доходы семьи. Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование. Роль государства в экономике как защитника экономических свобод. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности. Общественные блага. Макроэкономическое равновесие. Измерение результатов экономической деятельности страны. Цикличность развития рыночной экономики. Фискальная политика. Монетарная политика. Инфляция и методы ее подавления. Экономическая политика государства. Налоги как источник доходов государства. Виды налогов. Государственный бюджет. Как формируется и расходуется государственный бюджет. Государственный долг. Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Понятие ВВП. Экономические циклы. Основы денежной политики государства. Экономические проблемы человечества в XXI веке. Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Обменные курсы валют. Валютный рынок и конвертируемость валют. Государственная политика в области международной торговли. Международная финансовая система. Глобальные экономические проблемы. Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков. Экономика переходного типа в России. Особенности современной экономики России. Учебно-тематический план по курсу «Экономика» в 10 классе (34 часа) № Тема урока Глава 1 1 Главные вопросы экономика Что такое экономика. Экономика и экономические науки. 2 0,5 6 2-3 4 Глава 2 5 6 7-8 9 Глава 3 10 11 Глава 4 12 13-14 15 Глава 5 16 17 Глава 6 18 19 20-21 22 23 Глава 7 24 Методы экономической науки. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Практическая работа № 1 Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Типы экономических систем Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Командная и смешанная экономические системы. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе. Практическая работа № 2 Контрольная работа № 1 Силы, которые управляют рынком Основы экономического анализа и принятия решений. Что такое спрос. Отчего зависит предложение товаров. Как работает рынок Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Формирование рыночных цен. Рынок на практике. Как реально организована торговля. Практическая работа № 3 Контрольная работа № 2 Мир денег Деньги. Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике. Факторы формирования величины денежной массы. Банковская система Банковская система. Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. Роль Центрального банка в регулировании кредитноденежной системы страны. Финансовые институты. Практическая работа № 4 Инфляция. Причины и виды инфляции. Социальные последствия инфляции. Контрольная работа № 3 Человек на рынке труда Труд. Рынок труда. Экономическая природа рынка труда. Спрос на услуги труда. Предложение труда. 1 0,5 2,5 0,5 0,5 1,5 0,5 1 0,5 0,5 2 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 3 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2 0,5 7 25 26-27 Глава 8 28 29 30 Глава 9 31 32 33 34 Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата и стимулирование труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Социальные факторы формирования заработной платы. Практическая работа № 5 Социальные проблемы рынка труда Социальные проблемы рынка труда. Причины и виды конфликтов на рынке труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. Контрольная работа № 4 Экономические проблемы безработицы Безработица. Причины и виды безработицы. Экономические проблемы безработицы. Полная занятость и методы сокращения безработицы. Государственная политика в области занятости. Итоговая контрольная работа № 5 Повторение (урок-игра) ИТОГО 0,5 1 1,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 17 Учебно-тематический план по курсу «Экономика» в 11 классе (34 часа) № Тема урока Глава 10 Что такое фирма и как она действует на рынке 1 Фирма. Роль фирм в экономике. Зачем создаются фирмы. 3,5 0,5 8 Экономические цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. 2 Конкуренция. Влияние конкуренции на деятельность фирм. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. 3-4 Предприниматель и организация фирмы. Условия создания успешного бизнеса. Издержки, выручка, прибыль. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли. 5 Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама. Практическая работа № 1 6 Потребители. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Потребности и полезность. Потребительский выбор. 7 Контрольная работа № 1 Глава 11 Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. 8 Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. 9 Влияние инфляции на семейную экономику. Реальные и номинальные доходы семьи. 10-11 Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование. Практическая работа № 2 Глава 12 Экономические задачи государства 12 Роль государства в экономике как защитника экономических свобод. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. 13-14 Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности. Общественные блага. Практическая работа № 3 15-16 Макроэкономическое равновесие. Измерение результатов экономической деятельности страны. Цикличность развития рыночной экономики. Фискальная политика. Монетарная политика. 17 Инфляция и методы ее подавления. 18 Экономическая политика государства. Практическая работа № 4 19 Контрольная работа № 2 Глава 13 Государственные финансы 20 Налоги как источник доходов государства. Виды налогов. 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 4 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 9 Практическая работа № 5 21-22 Государственный бюджет. Как формируется и расходуется государственный бюджет. Государственный долг. Глава 14 Экономический рост 23-24 Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Понятие ВВП. Экономические циклы. Основы денежной политики государства. 25 Экономические проблемы человечества в XXI веке. Практическая работа № 6 26 Контрольная работа № 3 Глава 15 Организация международной торговли 27 Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Практическая работа № 7 28 Обменные курсы валют. Валютный рынок и конвертируемость валют. 29-30 Государственная политика в области международной торговли. Международная финансовая система. Глобальные экономические проблемы. Глава 16 Особенности современной экономики России 31 Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков. Экономика переходного типа в России. 32 Особенности современной экономики России. Практическая работа № 8 33 Итоговая контрольная работа № 5 34 Повторение (урок-игра) ИТОГО 1 2 1 0,5 0,5 2 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 17 Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен знать/понимать 10 функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста; уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценка экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина. 11